Что мы знаем о полноприводных моделях МЗМА-АЗЛК? Серийные 410-й и 411-й, и не дошедшие до конвейера 415-й и 416-й. Но оказывается, в 70-е годы, московский автозавод не оставлял надежд дать автолюбителям СССР дешёвый и надёжный внедорожник, максимально унифицированный с моделью стоящей на конвейере, и способный конкурировать по проходимости с новой на тот момент «Нивой».
В 1976-м году, когда модель «Москвича» 2140 была полностью освоена в серийном производстве, в КБ завода начали работу над его полноприводной версией. Рассматривались варианты постройки «джипа» не только в кузове «универсал», но и «седан».
Конструкторы АЗЛК делали работы сами, так сказать, на энтузиазме. Так как задачу максимальной унификации всех узлов и агрегатов они поставили себе изначально, то первый кузов построили на основе двух задних частей, сохранившихся после краш-тестов на полигоне. В этом был практический смысл — экономия металла, вторичное использование разбитых кузовов, и самое интересное - полный привод, ведь машины имели два задних моста, то есть сразу получались полноприводными!
Получившийся автомобиль не был предсерийным джипом в полном смысле этого слова, это был носитель агрегатов, на котором проверялись работы модернизированной КПП, раздаточной коробки и охлаждения двигателя. ШРУСы, кстати, применили от ВАЗ-2121. Из-за этого передняя часть машины получилась даже выше, чем у обычного «сорокового». Задний мост поставили от «универсала», с соответствующим передаточным числом.
После первых пяти тысяч километров испытаний конструкторы пришли к выводу, что ради удешевления производства можно оставить облик машины (которую на заводе уже прозвали Тянитолкаем) неизменным. Это позволяло удешевить установку светотехники, отпадала надобность в дорогостоящих фарах. К тому же для производства кузовов можно было использовать и выбракованные кузова, которые раньше шли либо под пресс, либо в парк внутризаводского транспорта.
Другим новшеством было внедрение двух постов рулевого управления — спереди и сзади. В машину можно было садиться в любую переднюю левую дверь, что безусловно было очень удобно!
Это избавило автомобиль от задней передачи и упростило компоновку ходовой части. Правда в багажнике большую его часть занимал двигатель и запасное колесо, но это, скорее был плюс, а не минус.
В марте 1978-го года 5-й образец «тянитолкая», а по внутризаводскому индексу — Москвич-2140-8-5 выставили на сравнительные испытания в НАМИ. Вместе с ним на старт вышли и ВАЗ-2121ХМ, ГАЗ-24-96 и ЗиЛ-410494.
По результатам испытаний были даны рекомендации по доработке охлаждения двигателя и замка багажника. Машина была почти готова к серийному производству. Благодаря изначально заложенной унификации с серийной моделью это заняло бы два-три года, но АЗЛК в это время готовил в серию 41-ю модель и правлению завода было не до нового вездехода. На него просто махнули рукой. Долгое время он простоял в гараже опытных конструкций уткнувшись передком в стену, а в 1986-м его случайно распилили на металлолом.
За предоставленный архивный материал и детально воссозданную по старым фотографиям модель машины спасибо группе 23ALEXEY23 .
(1,2,3 снимки - вид слева)