Затронув в статье о модели #Studebaker US 6 тему ленд-лиза я несправедливо обошел вниманием другую машину заслуживающую отдельного внимания. Да, US 6 был конечно же в списке поставляемых грузовиков на первом месте, в то время как International Harvester серий «К» и «М» большинству не был известен. А ведь, похоже именно его использовали при создании #ЗИС-151. Не берусь это утверждать на все сто процентов, но уж очень они похожи. Хотя, если разбираться в технической составляющей, то отечественные инженеры взяли все самое лучшее у обеих машин. Впрочем, я сегодня не про это.
Компания International в концу 30-х годов была третьим производителем грузовиков в США. Именно им принадлежит идея выпускать бескапотные тягачи и малотоннажники. Когда военное ведомство заказало у фирмы целую линейку машин для своих нужд, то компания конечно же с заказом справилась.
Начну с того, что машины серии «К» были самыми обычными, у них был довольно слабый мотор в 100 лошадей, а колесная формула 4х2 не позволяла использовать их на бездорожье. Хотя для перевозки солдат и пушек они годились. Однако военным этого было недостаточно. Их интересовал полноприводный вариант, с удлиненной колесной базой и полным приводом. Именно тогда и появилась машина серии «М». С технической точки зрения она на несколько шагов превосходила своего собрата.
Она получила индекс M-3L-4. Где литера М обозначала военную принадлежность, цифра «3» грузоподъемность, а «4» колесную формулу. У машины с длинной базой и тремя мостами имя звучало иначе — М-5Н-6. Расшифровывать не стану, тут все аналогично. Единственное, что стоит упомянуть это то, что грузоподъемность измерялась в фунтах, а значит ежели перевести все это в килограммы, то получится следующее: двухосная машина могла перевозить 1360 кило, а трехосная — 2260. М-3, в отличие от гражданской версии получил полный привод и раздатку, а вот в М-6 установили более мощный мотор(его отдача была более 150 сил), новую коробку и двухступенчатую раздатку.
Была у этого автомобиля и еще одна особенность. Обычно карданные валы идущие к задним колесам ставят последовательно, тут они стояли параллельно. То есть если даже выходил из строя один, то машина могла продолжать движение.
По неточным сведениям #СССР заказал в США более трех тысяч машин серии М-5Н. Правда у нас чаще можно было встретить их упрощенный вариант. Без лебедки, в армии США она была обязательна, и без полного привода. Поэтому и индекс звучит немного иначе. Поскольку колесная формула была 6х4.
Интересная деталь, машины поставлялись без печки, что в наших условиях было конечно же огромным минусом. Так вот именно наши инженеры внесли в автомобиль столь нужные изменения и водителю было тепло. Впрочем, найти точное количество машин оснащенных отопителем мне не удалось.
Конечно сравнить по уровню популярности International со Studebaker невозможно. При огромных объемах последнего, именно он стал чуть ли не основной транспортной единицей в #РККА. Однако и эти машины внесли свой вклад в общую победу над гитлеровской Германией.