Мой муж никогда не покупает билеты на рейсы Суперджет 100. И со вчерашнего дня эта предосторожность уже не кажется мне смешной.
Если посмотреть статистику ста крупнейших мировых авиакатастроф, то "Суперджет 100" там далеко не в лидерах. Куда более надежные самолеты убивают людей. Но давайте сравним, сколько лет и в каких количествах выпускают, например, "Боинги" и грустную семилетнюю историю существования "Суперджет 100"? Общий портфель заказов "Боинг" в 2017 году составил 5865 самолетов. "Сухой Суперджет 100" за 7 лет своего существования выпустил порядка 100 машин. На такое количество "Суперджетов" несчастных случаев не должно быть вовсе, как говорится, от слова «совсем»! Но их столько, что замечает даже обыватель, не то, что специалист. Как в здравом уме и твердой памяти можно доверять свою жизнь такому судну? Мой внимательный муж эту статистику отслеживал и "Суперджетам"никогда не доверял. Но сколько пассажиров не грузится страшными цифрами поломок и покупает билет на удобный рейс, на любой предлагаемый авиакомпанией самолет? Они даже не знают чем "Суперджет" отличается от "Airbus". Скажите: "Да и не должны знать?" В нашей стране лучше все-таки такие вещи знать.
Первый российский самолет свою дурную репутацию заслужил. Все началось с неудачной демонстрации , когда в Индонезии в ходе демонстрационного полета погибли 45 человек. Это, кстати, тоже произошло в мае, девятого числа. До полного совпадения дат с разницей в семь лет, не хватило 4 дней. Да, тогда признали, что крушение произошло из-за ошибки пилотирования, но осадок остался. И скверная слава несчастливого самолета начала набирать силу.
Незначительные поломки были в Исландии и в Якутии. Смертельных случаев при этом, Слава Богу, не случилось, но за медицинской помощью некоторым пассажирам пришлось обратиться. Технические неполадки "Суперждет-100" тогда назвали детскими проблемами роста. Но самолет так и не избавился от них. Один из крупнейших зарубежных партнеров - мексиканская авиакомпания "Interjet" из имеющихся у нее 22 "Суперждетов" 4 машины использовала как базу запчастей. Тогда даже говорили о «каннибализации флотилии», но в России такое положение вещей сочли за нормальное.
Авиакомпании жаловались на проблемы с двигателями, шасси и подкрылками, отмечали неполадки с датчиками скорости и дефектами в хвостовой части самолетов. От наших лайнеров отказались две зарубежные авиакомпании: "Interjet" и "Brussels Airlines".
В 2016 году от "Суперджетов" отказалась российская компания "Red Wings". "Аэрофлот" тоже предпринял попытку и приостановил полеты, но потом был вынужден продолжить работу с проблемными самолетами.
В 2017 году газета «Ведомости» вышла с заголовком: «Каждый пятый Sukhoi Superjet не летает из-за дефекта». Тогда повреждения в хвостовой части были обнаружены у 19 из 87 судов, принадлежащих разным авиакомпаниям.
И не важно, почему ломается "Суперджет-100": из-за неудачной конструкции, низкого уровня послепродажного обслуживания или проблем с запчастями. И , кстати. удар молнии, о котором рассказывают пассажиры и пилоты, современный самолет должен выдерживать без проблем. Но, увы, это всегда был ненадежный самолет, несмотря на все наши ожидания, связанные с ним, как символом возрождения российского авиастроения. И мне очень жаль, что у нашего российского авиастроения вот такое малопрезентабельное "лицо". После всех наших действительно неплохих советских моделей.
Суперджет так и не вышел на проектную мощность – 60 самолетов в год. Больше всего машин было выпущено в 2014 году – 37 авиалайнеров. За семь лет Суперджет 100 выпустил около 100 машин, но критическая масса замечаний по ним нарастала как снежный ком. В апреле 2018 года Русская служба Би-би-си писала: "Более половины инцидентов, которые происходили с самолетами авиакомпании "Аэрофлот" в феврале нынешнего года, были связаны с авиалайнерами SuperJet". По информации Би-би-си, в феврале 2018 года с самолетами "Аэрофлота" произошел 21 инцидент. Из них 12 приходится на "Суперджеты". Еще шесть произошли с лайнерами Airbus А320, по одному - с Airbus А321, Airbus А330 и Boeing 777. С самолетами Airbus A319 и Boeing 737 инцидентов не было.
К наиболее серьезным рискам в "Аэрофлоте" отнесли риски, связанные с попаданием в сложные метеоусловия, а также риски, связанные с неисправностью пилотажно-навигационного оборудования.
Пока официальных данных о причинах крушения "Суперджет 100" в Шереметьево нет, но не эти же ли риски привели к смертельной катастрофе?
41 погибший – цифра огромна. Летчики сделали все, чтобы у всех пассажиров "Суперджета" был шанс на спасение, но судьба распорядилась по-другому. Мои соболезнования родственникам, родным и близким, это - страшная беда. И еще долго нас всех будет мучить мысль: а нельзя ли было как-нибудь их спасти? Хотя когда смотришь на картинку пылающего самолета, становится удивительным, что вообще хоть кто-то спасся…
По последним данным, Росаваиация не планирует прекращать полеты "Суперджет 100" после авиакатастрофы 5 мая 2019 года. По этому поводу могу сказать только одно: прислушивайтесь к внутреннему голосу и не доверяйте безоглядно свою жизнь даже самым надежным авиакомпаниям. Смотрите, какая модель самолета выполняет тот или иной рейс, какие о ней отзывы. Иногда, лучше последовать примеру Аллы Пугачевой и передвигаться в основном поездами. Все-таки железнодорожный транспорт продолжает оставаться самым надежным.
Берегите себя и своих близких.
Татьяна Гончарова