Найти тему
Авиатехник

Ми-4. Он делал великие дела задолго до создания Ми-8! История авиации.

Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Авиатехник».

В данной статье я снова затрону тему развития отечественной авиации. Возможно, многим будет интересно прочесть этот материал.

Пожалуй, начнем.

Этот вертолёт является прародителем Ми-8. Он мог выполнять многие задачи, как в гражданских, так и в военных целях.

Более двадцати лет вертолёт был основной машиной десанта. Эта модель впервые получила грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа. Я перечислил лишь малую часть достоинств. Да - это Ми-4.

-2

Вертолёт был разработан в начале 1951 года. ОКБ Миля стало понимать, что отечественные разработки значительно отставали от зарубежных. Главным конструктором являлся М.Н. Пивоваров.


Для создания Ми-4 пришлось позаимствовать компоновку у американцев. В качестве варианта отлично подошел вертолёт S-55.

Американский S-55.
Американский S-55.

Наши конструкторы добились существенных различий в конструкции - размер и масса отличались. Ми-4 стал крупнее! Конечно же, не обошлось и без трудностей.

В ходе разработки конструкторы столкнулись со многими проблемами, которых не встречали ранее.

Уже в 1952 году начались первые испытания прототипа. Первый полёт осуществил лётчик-испытатель В.В. Винницкий 3 июня 1952 года.

-4

Вертолёт хорошо себя зарекомендовал. Его производство начали в декабре того же года, этим занялся Саратовский авиационный завод. Немного позднее производство перекинулось на Казанский вертолётный завод.

Ми-4 начали эксплуатировать в ВВС с 1953 года, почти одновременно с гражданской авиацией СССР, тем самым потихоньку догоняя по своим достижениям Ми-1.

Ми-4 использовался даже в народном хозяйстве!

Эксплуатировали его до 70-х годов. Если бы не создали Ми-8, Ми-4 так бы и летал!

-5

Интересный факт:
Китайцы до сих пор эксплуатируют копию вертолёта Ми-4, правда назвали его по-своему - Harbin Z-5. В свое время они произвели более 500 вертолётов!

Спектр использования вертолёта был не меньше, чем у Ми-8. Ми-4 летал в Арктике и Антарктиде, поставлялся на экспорт во многие страны мира. Выполнял сложные задачи, тушил лесные пожары и спасал людей!

Главная особенность Ми-4 - двухэтажная конструкция. (конечно же, это заслуга Сикорского).

Для столь тяжелого вертолёта была необходима соответствующая силовая установка. Ми-4 был оснащен двигателем АШ-82В, с мощностью при взлёте в 1700 л.с.

-6

Сразу позади силовой установки расположилась грузовая кабина, оснащенная сидениями для десантников. Как я писал ранее, в хвостовой части имеется раздвижной люк.

-7

Внешняя подвеска была способна выдержать 1300 кг. На военных версиях устанавливался снизу пулемёт, которым управлял бортмеханик.

Кабина пилотов, как вы уже могли догадаться, находилась над грузовым отсеком. У неё имелось обширное остекление. Позади кабины пилотов располагался топливный бак и редуктор винта. Помимо этого вертолёт мог оснащаться дополнительным топливным баком (располагался в грузовом отсеке).

-8

Главный винт состоял из четырех лопастей. Его диаметр - 21 метр. Большинство шарниров имели резиновые втулки.

Хвостовой винт состоял из трёх деревянных лопастей. Его диаметр - 3,6 м.

Ми-4 имел большое кол-во модификаций.

-9

Характеристики:

Кол-во членов экипажа - 3 человека.
Число пассажиров - 16 человек.
Диаметр НВ - 21 м
Диаметр РВ - 3,6 м
Высота - 4,4 м
Длина фюзеляжа - 16,8 м
Пустой вес - 4900 кг
Взлётный вес - 6950 кг
Грузоподъемность - 1600 кг
Мощность двигателя - 1700 л.с.
Наибольшая скорость - 226 км/ч
Практическая дальность полёта - 465 км
Потолок - 1200 м

Спасибо за прочтение! Советую прочитать ещё одну статью:
« Теория двигателей. Знакомьтесь - Д-36! » .

-10