Несмотря на всю борьбу с курением, некоторые несознательные личности продолжают курить. И, более того, совсем не хотят искоренять в себе эту вредную привычку.
Ну, а поскольку эти несознательные личности пробрались и на пароходы, то курить им где-то хочется. Вот об этом и будет пост - где курят, когда курят.
Но для начала хотел бы предупредить:
1. Пост о курение на танкерах. Не о вообще на пароходах.
2. Рассмотреть все пароходы, где находится курилка, практически невозможно. Я расскажу только о парочке танкеров.
3. Пост о курении и местах для курения. О противопожарной безопасности, о средствах борьбы с пожарами, о методах тушения пожаров на танкерах - это будет отдельный пост. Потому, что тема очень большая.
4. Есть общие правила. Но каждая компания устанавливает ещё и свои правила по курению на судне. Поэтому, если у вас "а у нас было так", то в другой компании - "а у нас вот так".
Теперь - поехали.
Одна из городских легенд гласит - На танкерах работают полные отморозки. Там работают смертники, ибо танкер, это пороховая бочка.Им даже доплата идёт, и называется эта доплата - "гробовые".
На самом деле это немного не так.
Танкер не опаснее других судов. Да, он перевозит нефть и нефтепродукты, он перевозит химические грузы, он перевозит сжиженный газ. Но если соблюдать предписанные правила эксплуатации, соблюдать элементарные правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, то никто не сгорит, и никто не взорвётся.
У каждого типа и класса судов есть свои тонкие места, которые могут всегда порваться и привести к очень нежелательному результату.
Балкеры переламываются или тонут из-за смещения груза, контейнеровозы горят из-за того, что грузоотправители неправильно заявили о грузе в контейнере...
И если на танкере не подсвечивать себе спичкой в расширитель грузового танка - а сколько там бензина? - (ирония), не пытаться приварить на палубе дегазированного танкера оторванный кронштейн или леер (опять же, ирония), то ничего не будет, спокойно доработаете до пенсии.
Впрочем, отвлёкся. К курению.
Места для курения на танкере определены приказом капитана. Нет никакого бесконтрольного курения, типа, где хочу и как хочу.
Захотелось покурить? Отрывай пятую точку от кресла и чеши туда, где разрешено. Далеко? Есть альтернатива - не ходить вообще. Здоровее будешь.
Есть такое издание - ISGOTT( International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals), так сказать, библия танкериста. И в этой библии всё очень подробно расписывается про курение.
Итак, места для курения.
Служебные помещения - ходовой мостик, офис капитана, курилка (салон) рядового состава, курилка (салон) комсостава, ЦПУ (Центральный Пост управления в машинном отделении).
Жилые помещения - каюта капитана и старшего механика. Иногда каюты старпома и второго механика.
А теперь по пунктам.
Ходовой мостик.
Курение разрешено там только когда судно в море, или стоит на рейде.
Курить только на мостике с закрытыми дверями. Никаких хождений на крыло мостика с сигаретой. Если капитан некурящий, он может и запретить курение на мосту. И ничего не поделаешь. Неси вахту, жди смену, покуришь потом. Наказание за несанкционированное курение может быть очень большим, вплоть до списания с судна. Формулировка - нарушение противопожарного режима. Никакой адвокат не возьмётся за дело по такой жалобе.
Во время лоцманских проводок, если лоцман некурящий, тоже могут запретить курение.
Во время стоянки у терминала курить там нельзя. Но покуривают, покуривают, что уж. Причём, начиная с самого капитана.
И ещё, даже если курение на мостике разрешено, иногда бывает, что заглянувшему в гости праздношатающемуся покурить не дадут, чтобы не устраивать ... "ишь, развели тут курилку, провоняли всё"...
А иногда бывает, что на мостике собирается изрядная кодла, и курят, и курят...разговоры разговаривают.
Офис капитана. Иногда его называют ещё судовым офисом. На каждом судне по разному, но у нас в этом офисе обычно хранились судовые документы, библиотека документации. Там же проходило и оформление судна властями. Тоже по разному. Если капитан курящий, может и там разрешить. Если не курящий, то увы.
Опять же, власти. Могут придти и некурящие, так, что.... тоже, увы.
Курилка рядового состава.
Ищем по надписи над дверью - Smoking room.
Это основная курительное помещение для экипажа. И не только курительное.
Само помещение не с балды выбрано, оно определено изначально ещё в процессе проектирования судна. Оно не должно иметь прямого выхода на открытые палубы, и не должно иметь открывающихся иллюминаторов на те же самые открытые палубы. И от курилки до открытой палубы должно быть не меньше трёх закрытых дверей.
Хотя курилка и есть место для курения в порту, всё равно, это место должно быть согласовано с администрацией терминала, и помечается отдельной вывеской - Место для курения. Иногда под печатью терминала, и с подписью администрации. Ну, а экипаж получает дополнительные инструкции - где можно курить при стоянке у терминала.
Пепельницы должны быть особые.
Раньше в курилке ставили ведро с небольшим количеством воды, для лучшего загашения окурков, потом отменили... потом снова ввели это ведро, потом отменили... чем дело кончилось, сейчас и не знаю.
Но курилка, это не только место для курения. На танкерах курилка, это много больше. Это, если можно так выразиться, своеобразный клуб. Перекур в работе - в курилку. Там под сигарету можно выпить кружку кофе или чая. Перекуры у нас называли кофе-тайм. Официальных - два.
С 10.00 до 10.15, и с 15.00 до 15.15. Но иногда затягивались, если у начальства не была активирована функция обер-капо.
Делать нечем вечером и скучно? Иди в курилку. Там можно поиграть в домино или нарды с таким же скучающим. Не хочешь играть, просто посиди. Кто нибудь да придёт и за неспешной болтовнёй вечер и пролетит.
До того как всякие электронные девайсы захватили души моряков, в курилке устанавливали телевизор, видеопроигрыватели. Можно посмотреть фильм, не бегая никуда на перекур, кури тут же.
Иногда в курилке и библиотеку небольшую устраивали.
Если в порту приходят какие-либо торговцы, их ведут в курилку, там и проистекает этот небольшой шоппинг.
В курилке проводят инструктажи по предстоящим работам и по технике безопасности. Могут и небольшое собрание провести.
Поскольку курилка это важное место на судне, туда выведена консоль сигнализации.
Здесь же и находятся мануалы по пожарной безопасности и по спасению жизни на море.
В общем, курилка, это много больше, чем курилка.
Но, блин... находятся такие несознательные, которые уже некурящие.
Приходит в курилку, посидит и начинает - прекратит курить, мне воняет и вообще, я тут из-за вас здоровье трачу. Просто поражает наглость таких...эээ... товарищей. Воняет? Здоровье? А ты помещение не попутал? Спортзал палубой ниже, иди, поправляй здоровье. Но для начала прочти вывеску на двери - это курилка, а не фитнесс-рум.
И постеры, постеры... по ТБ. По политикам компании. Важные напоминания.
Приборка в курилке.
В последнее время уборку в курилке взвалили на матросов. График там, все дела. А могут раскидать среди всего рядового состава, тоже по графику. Идея повесить уборку на курящих рядовых провалилась. Как уже сказано, в курилку шляются и не курящие, а бардака, всякими крошками да пролитым кофе навести могут больше курящего. Так, что, не фиг.
Курилка комсостава.
Иногда называется "Салон комсостава" или капитанский салон (не путать с офисом).
Всё то же самое, что и в обычной курилке, но вместо линолеума на палубе может лежать ковролин. Кресла и диваны уже не из кожи Чебурашки, а из материи.
А вот курение, как ни странно, там могут и запретить. Чем обосновывают? Да по разному. На одном пароходе буфетчица отказалась убирать салон, я. мол, не нанималась за курильщиками пепельницы вытряхивать.
ЦПУ.
Тоже всё понятно. Механики и мотористы курят там, чтобы лишний раз не тащиться на пару-тройку палуб выше в курилку. И, хотя там место может быть и разрешённым, но некурящий стармех может запретить курение.
Но вместо ЦПУ может негласно разрешить покуривать в судовой мастерской, в Work shop, в помещении сварочной. И в некоторых мастерских встречал оборудованное место для курения, чайником и кофе. Всё, что нужно.
Курение по каютам.
Как уже заметили, в каютах разрешено курение только старшим командирам. Ну, они самые ответственные, да.
Ладно уж, промолчу, дабы не оскорбить ничьи чувства.
По остальным каютам курение запрещено. Но сейчас на многих танкерах, во всех каютах есть санузлы с отлично работающей вытяжной вентиляцией. Там и покуривают иногда. Но если попался... бро, у тебя проблемы. Смотря как будут ситуацию раскачивать.
Но в некоторых компаниях, когда судно на ходу, в море, курить в каютах можно всем. Например, в OSG и Front, было разрешено. В каютах и гальюнах были штатные пепельницы.
Но повторю, только когда танкер в море. У причала уже - запрещено.
Примерно так.
Что ещё добавить можно?
На танкере запрещены зажигалки всех типов. Для прикуривания использовать только спички. Носить зажигалку с собой запрещено. А уж при стоянке на терминале, если вы идёте на терминал - тем более. Штрафы очень значительны.
Спички обычно заказывали через боцманское снабжение.
Инспектор так и подловить может - Дай зажигалку. А чиловек-моряк (ну, это же сущее дитя безмозглое) запросто может полезть в карман и дать зажигалку коварному инспектору.
Периодически на судне устраивают техзанятия, на которых рассказывают (правда в последнее время показывают), как правильно курить и прочее.
Нет, не учат технике затягивания сигареты. А где можно, где не можно. Что в постели курить глупо и стоит. Да и вообще.
И последнее. Сколько раз я собирался на контракт, столько я себе и обещал - ну, в этом контракте точно брошу курить. Бесповоротно. Не-а, не получилось ни разу. Но зато за всё время работы на танкерах меня отдрессировали с курением на отлично. Я даже на берегу не курю где попало, только в отведённых местах. Тщательно тушу окурок. С собой у меня всегда карманная пепельница, чтобы бычки не разбрасывать. Довольно легко переношу длительные интервалы между курением.
И страдаю, когда вижу курящих в неположенных местах...
Такие вот никотиновые страсти...