В интернете довольно мало информации по установке стеклоочистителей на лодки, а это, в целом, процесс довольно сложный, особенно, если лодка каютная. Попытки запросить у производителя Viper'а рекомендации, успехом не обернулась - "не комплектуем, не знаем", ответили они. Но опыт установки на похожий катер уже был, с той лишь разницей, что каждая модель катера уникальна и между похожими Bayliner 602 и Viper V203, отличия в установке есть.
В общем, исходя из прошлого опыта, и качества TMC, было решено покупать Vetus. Но информации по нему было мало (на момент июня 2018го), в отличии от ТМС, где прямо указана совместимость моторов-поводков-щёток, у Ветуса такой информации не было.
Итак, изначально, ещё летом 2018го, я проценил подобранные мной компоненты, с комментарием, что заказываю в первый раз, и прошу проверить их на совместимость. Мне довольно быстро перезвонили, заверили, что я всё правильно подобрал, и озвучили цену, но очень большой срок - более полутора месяцев заказа! На тот момент, таким долгим сроком стеклоочиститель был без надобности, поэтому я временно отказался от покупки и вернулся к нему только в феврале этого года. Заказал, оплатил. А вот дальше... И хотя эта история закончилась хорошо, ну точнее совсем хорошо не получилось, получилось почти что хорошо. Фирму, где я всё это покупал, сознательно не упоминаю. Заказ ехал ко мне чуть больше 2х месяцев (!!!) ОМГ! В заказе были:
1. Мотор под цилиндрический поводок RW01A, 12 в, вал 50 мм.
2. Корпус мотора пластиковый RWCG.
3. Поворотный переключатель дворников HDMSW.
С этими позициями проблем не было, но вот остальное, как потом выяснилось, было подобрано неверно, и было несовместимо, а продавец или не знал об этом, или не заметил, или не сообщил, не знаю.
4. Двойной поводок длиной 386-471 мм DINPDX. Фейл. Это поводок для DIN-моторов с коническим валом, а нужен был RWADX!
5. Щётка WBB46H. Второй фейл. Это щётка для поводков с креплением на ось, а для поводков DINPDX/RWADX нужна щётка WBB41. Дело в том, что я хотел щётку ~450 мм, поэтому и выбрал эту. А нужна была под другое крепление и вдвое дешевле... И опять мне никто ничего не сказал.
6. Соединительный комплект для двойных поводков RWASET. Всё бы ничего, только вот в счёте он у меня идёт отдельной позицией, а по факту, лежал в пакете с поводками, запаянный! Комментировать это я даже не буду. Ни слова.
В общем, я оказался в ситуации, когда не могу даже начать установку, т.к. мотор и поводки несовместимы, но это полбеды, основная засада в том, что ставить что-то без RWASET - бессмысленно. А он запаян в пакете с неподходящими поводками! А до сезона осталось пара выходных!
И вуаля, я нашёл нужные поводки в наличии в Москве! Как и ожидалось, RWASET идёт в комплекте. После этого, я принял решение, вернуть неподходящий поводок и "виртуальный" RWASET.
И выдвинулся в гараж. Начал смотреть, прикладывать - вау, а щётка-то тоже не подходит! Но как??? Оказалось, что она под другой поводок! Ну, блин, проверили совместимость! Временно пристроил жигулёвскую щётку, она держится, но люфтит и стучит. Потом куплю нужную. Огромным сюрпризом было то, что у меня не оказалось сверла на 16! Мой мега-набор имел, казалось, всё, что угодно, но вот 16 не было. В МЕТРО не было вообще ничего похожего, Купил Альпеновское сверло в Крепмаркете, выручают, хоть и дорого.
Для разметки, придумал использовать фонарик - корпус просвечивается.
Как видно, ничего не мешает, приложили снизу корпус моточика, всё отлично. Сверлим!
Нужного кондуктора нет, поэтому размечаем второе отверстие прямо через пластину RWASET.
Сверлим! Ну почти ровно! Ггггг!
Чтобы оси щёток не образовывали со стеклом мёртвый угол, на котором щётка почти уже не прижимается, было решено сделать небольшие адаптеры для наклона осей. (сверлил тоже под наклоном, разумеется)
Адаптеры сделал из подходящих алюмишек. Иначе получается, что поводки почти в положении "откинуто" и почти не прижимают. Кстати, пружина у Ветуса только в одной щётке, а не в двух, как у ТМС. И сделаны чёрные поводки, внезапно не из окрашенного металла, а из пластика! Да за такую цену-то!? Конструктив соединителя-адаптера тоже не понравился, как и изготовление. У ТМС лучше. Единственным достоинством поводков Ветус, я вижу то, что у них два крючка, а не один, как у ТМС. Но сейчас понимаю, что надо просто брать поводки ТМС и колхозить туда второе крепление щётки! Хоть и соединитель идёт у ТМС отдельно, но поводок с ним от ТМС будет стоить 4, а не 8 тысяч и будет металлическим. А крючок можно сделать. Прикидываем, как стоит мотор.
Ну вроде всё нормально! Далее, когда мотор на месте, начинаем дальнейшую сборку. Неприятностью является то, что соединитель будет торчать из под корпуса мотора. Когда я ставил ТМС на Байлайнер 602, его удалось упрятать под корпус.
С другой стороны, видно его только с самого края, да и ладно. Лишние щели закрываем спленом или чем-то декоративным. Я не претендую на ультра-лухари, поэтому сделал просто сплен.
Щелей могло бы и не быть, если бы не наклон моторчика, но тогда пострадает прижим... В итоге, мотор встал так:
Проводка ушла под торпеду, к сожалению, совсем скрытно провести не удалось, но вроде бы не совсем плохо. Всё на месте, мотор закреплён, оси промазаны герметиком, ставим щётку и проверяем.
Сектор очистки отчётливо виден на фото, на мой взгляд - неплохо. Кстати в моторе я сразу выставил угол работы в 70 градусов, помня о том, что 83 градуса на ТМС (меньше у него нельзя сделать), было слишком много и щётка улетала за изгиб стекла, откуда потом возвращалась с трудом. А 70 просто отлично! Выключатель встал так:
Очень долго расписывать, почему именно сюда и именно так, напишу короче - по компоновочным соображениям. Проще говоря, туда, куда можно было поставить, он не вставал, а туда куда вставал, не подлезали руки. Поэтому так.
Дальше было довольно простое подключение и проверка работы:
Результатом полностью доволен, только щётка стучит, тк щётка пока стоит жигулёвская и имеет люфт. Нужная щётка была куплена уже потом.
По результатам Vetus vs TMC могу сказать следующее:
1. Моторы Ветус в разы лучше. Тише, мощнее, нет даже не так, они МОЩНЕЕ!!! Содержат подробнейшую инструкцию, с которой вы их с первого раза настроите на нужный угол и нужную сторону остановки! В отличии от ТМС, с которым нужно гадать на кофейной гуще. Диапазон регулировки от 40 до 110 градусов, вы сможете поставить его на ЛЮБУЮ лодку! В отличии от ТМС, у которого 83-120 градусов. Но 120 вам не понадобится, это раз, а два, это то, что сил у мотора на 120 градусов вообще не останется...
2. Поводки одинаково плохи. Точнее как, учитывая цену, вынужден признать, что ТМС тут даже лучше. У Ветуса, в принципе, другой сорт говна, но вдвое дороже. Так что сейчас бы я выбрал поводки ТМС. Просто нет смысла переплачивать за Ветус. Они одинаково плохие. У ТМС - плохой прижим, плохая подвижность шарниров прижимной части, у ВЕТУС - хлипкий материал, плохое крепление к валу RWA и система фиксации изменения длины такая плохая, что почти ничего не фиксирует!
3. Щётка у VETUS в разы лучше чем у ТМС, ну точнее как, у ВЕТУС это почти что обычная "жигулёвская" щётка, просто с нужным креплением, а у ТМС - резинка зажатая в железку, без возможности изгиба, то есть работать она сможет только по плоскому стеклу!
Бюджет, учитывая покупку двух комплектов поводков, "виртуального" соединителя и двух щёткок - под 30 тыс руб. Из которых 11, вернули. Итого - примерно 19 тысяч.
В общем, резюмируя, хотите хорошо и недорого - берите мотор Ветус, поводки ТМС, щётку ВЕТУС, а выключатель просто подходящий от авто какого-нить. И будет счастье. Тыщ, эдак, за 12 за всё. И да, во всём надо разбираться, всё подбирать, всё проверять и перепроверять, к сожалению, даже статус официального дилера марки, не гарантирует ни-че-го...
Совсем скоро на воду! Всем удачи!