Если ваш автомобиль не новый, а такой как у меня, которому лет 12, то длительная поездка может обернуться неприятной поломкой. Поэтому диагностируем все слабые места и принимаем оперативные меры. Так неспешно мы и подготовим свое беззаботное путешествие на юг нашей страны.
Сегодня я расскажу, как проверить работоспособность генератора и аккумулятора. Процедура довольно простая, но может уберечь вас от серьезных проблем в дальнейшем. Поверьте, стоять в чистом поле усеянном подсолнухами на обесточенном автомобиле, где нибудь между Воронежем и Ростовом, ситуация не из приятных.
Неисправность генератора и АКБ, при коротких ежедневных поездках может вас вообще не беспокоить. Но многочасовое длительное путешествие по М4 может выявить все косяки.
Для диагностики подойдет простейший мультиметр. Этот я кажется купил пару лет назад в Леруа Мерлене за 200 рублей. Плюс красный, минус черный. И что же показывает прибор - чуть больше 12 вольт. То есть батарея жива и здравствует.
Теперь заводим наш автомобиль и проводим диагностику самого генератора. Показывает - около 14.5 вольт на холостых оборотах. То есть генератор свою функцию выполняет, то есть зарядку на АКБ дает.
При этом учитываете, что не должно быть резких перепадов. То есть мультиметр не должен показывать 14, а через секунду 16 вольт, а потом 15. Это первый признак неисправности генератора. Поскольку он должен выдавать стабильный заряд в любых условиях.
Теперь ищем мозолистой рукой тросик дроссельной заслонки или просим помощника погазовать и смотрим за нашим чудо прибором. Возможны небольшие отклонения, в моем случае всего одна десятая вольта, но никаких скачек напряжения. То есть, что на холостом ходу, что на высоких оборотах генератор должен выдавать одни и те же параметры.
Ну и еще один тест работоспособности генератора. Включаем как можно больше потребителей энергии в бортовой сети, печку, фары и т.п. И смотрим на показатели.
Чуть чуть просело напряжение. Ну для генератора, которому 12 лет, потеря четырех десятых вольта в бортовой сети нормальное явление.
А теперь я расскажу вам, что бывает, когда встроенный в генератор регулятор напряжения (отвечающий за стабильный заряд идущий на АКБ) выходит из строя. Генератор начинает выдавать 16-18, а то и 25 вольт на аккумулятор, внутри которого начинает кипеть электролит (точнее вода), что приводит к возрастанию плотности и "смерти" батареи.
В случае, если генератор недозаряжает аккумулятор, выдавая не 14.5, а например 12 вольт, то происходит хронический недозаряд АКБ. Если при этом в бортовой сети включены фары, кондиционер и что нибудь еще, то остановив двигатель вы не сможете его больше запустить, поскольку батарея будет полностью разряжена.
А теперь лайфхак. Как проверить генератор на работоспособность не имея мультиметра! Ждете пока стемнеет, подъезжаете к темному забору, включаете фары и начинаете газовать. Если с генератором проблемы, то свет фар будет заметно меняться в зависимости от оборотов двигателя. То есть газуете и свет фар становится ярче. Иногда свет фар может становится ярче и тусклее даже на холостых оборотах. Но прежде, чем бежать ремонтировать генератор, проверьте натяжение ремня. Изношенный ремень довольно часто проскальзывает, что может вызывать небольшие скачки напряжения.