Июль 2002-го. Небо над Германией, примерно полночь. Российский самолет вез большую группу детей на отдых в Испанию, но что-то идет не так. Пилоты не верят собственным глазам.
Это была одна из самых страшных авиационных катастроф нашего времени. Как могли столкнуться 2 самолета в воздушном пространстве, которое считается одним из самых хорошо управляемых в мире? Сбой электроники или человеческая ошибка?
Катастрофа
Июнь 2002-го года, город Уфа. В этом году самые талантливые дети и подростки Уфы были приглашены на двухнедельные каникулы в Барселону. В этой поездке должны были принять участие самые развитые, одаренные и умные дети.
45 детей из Уфы вместе со своими учителями на поезде отправляются в Москву. Там их ждет самолет, на котором они полетят в Барселону.
Но в Москве начинаются неприятности. Туристическое агентство, что-то напутав, отправляют детей не в тот аэропорт. Ребята опаздывают на самолет и страшно расстраиваются. Пока агентство пытается исправить свою ошибку, детям организуют экскурсию по российской столице.
2 дня уходит на то, чтобы найти другой самолет, но наконец ребята отправляются в Барселону.
1 июля 2002-го года. Дети поднимаются на борт самолета в московском аэропорту. Около 11-ти вечера самолет башкирских авиалиний вылетает из Москвы.
За сотни километров, в итальянском городке Бергамо, самолет идет на взлет. Он летит в Бельгию. Взлет произошел в 11:07, это был последний полет этого самолета.
В центре управления полетов, под контролем которого находится маршруты двух самолетов-героев нашей истории, следит за всем происходящим 1 человек. Его коллега, решил немого передохнуть.
В этот момент в центр зашли два инженера и сказали, что им нужно провести тех работы, из-за которых информация, показываемая на радаре будет поступать с опозданием. Инженеры также отключают телефонные линии. Никто не осознает, что первые шаги на пути к катастрофе сделаны.
В это время капитан самолета, направляющегося в Бельгию, просит разрешения на увеличение высоты полета. Чем выше летит самолет, тем разряженнее воздух и тем меньше ему требуется топлива. Он получает разрешение от диспетчера.
Теперь оба самолета летят на одинаковой высоте навстречу друг другу, но пока их разделяет много километров. На таком расстоянии опасности еще нет.
В центре по контролю за полетами один сотрудник разрывается между несколькими самолетами. Всех их нужно правильно направить. Он не сильно волнуется, так как, если что, система предупредит его об опасной ситуации. Диспетчер еще не знает, что она вышла из строя.
В это время навстречу друг другу на бешеной скорости летят два самолета. Экипажи еще не знают, что их отделяет от столкновения всего 2 минуты.
На борту каждого из самолетов установлена система, предупреждающая о возможном столкновении. Оба экипажа, с помощью этой системы, обнаружили, что они летят навстречу друг другу. Капитан самолета, который летел в Брюссель, прислушался к совету системы и начал снижение. Система на борту российского самолета предупредила, что ему нужно набрать высоту. Но тут в дело вмешался диспетчер. Он приказал нашему экипажу снижать высоту, и они послушались. То есть сложилась такая ситуация, когда 2 самолета, летевших друг другу навстречу, одновременно начали снижение. Если бы оба экипажа последовали указаниям системы, то катастрофы бы не случилось.
Столкновение. Пилоты почти сразу теряют сознание. Самолеты упали на землю в 7-ми километрах друг от друга.
Небо было оранжевым, красным, горящим. Мы видели яркие искры, падающие вниз, а еще взрывы - все снова и снова. И мы поняли, что это не обыкновенная гроза, а что-то такое, что никогда еще не видели, - рассказывает один из очевидцев крушения.
Операция по нахождению всех тел и обломков самолета заняла 7 дней.
Но когда самолет показали ближе, на хвосте я разглядел символику башкирских авиалиний. Я стоял на кухне, все еще спали. У меня прям ноги подкосились, я оперся о стол и не знал, что делать, - рассказывает отец одной из погибших.
Расследование
Как всегда, после произошедшей трагедии начинаются поиски виновных. Когда два самолета сталкиваются в воздухе, кто-то должен нести ответственность. В первую очередь подозрение падает на российский экипаж. Также многие хотят выяснить обстоятельства произошедшего у самого диспетчера, который направлял эти самолеты.
Власти Швейцарии, где находился центр управления полетами, и Германии, на чью территорию упали самолеты, начали расследование, дабы выяснить кто же на самом деле является виновником случившегося.
24 февраля 2004-го года незнакомец постучал в дверь дома того самого диспетчера, который в тот страшный день управлял полетами. Это был отец, чья семья погибла в той авиакатастрофе. Достав нож убитый горем отец совершил акт мести.
Позже убийцу поймали и отправили на психиатрическое мед. освидетельствование.
Следователи тщательно проработали все возможности произошедшего в кабине оператора той ночью. Что же сделало трагедию неотвратимой?
Во-первых, коллеги диспетчера уходят отдыхать, оставив его одного работать с двумя экранами радаров, расстояние между радарами - 1 метр.
Во-вторых, инженеры, по приказу руководства компании, начинают работу над поддержанием рабочего состояния радаров. Они отключают часть аппаратуры. Экран оператора работает с отставанием и не может предупредить его об опасности, но он не подозревает об этом. Также оператор пытался перебросить один из самолетов, за который он отвечал, на другого диспетчера, позвонив тому, но ни один телефон не работал. Оператор был полностью лишен технической поддержки, которая была ему необходима.
И наконец, когда оба пилота начали снижение, они не могли сказать о происходящем, потому что все частоты были заняты.
Май 2004 года. Работа с этим делом заняла у немецких следователей 22 месяца. Они пришли к выводу что у катастрофы было 2 основных причины. Во-первых, оператор поздно заметил опасность столкновения. Во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя приказы оператора, а не бортовой системы, но коллеги российских пилотов понимают перед какой проблемой стоял экипаж башкирских авиалиний. И наконец, в расследовании жестко критикуется, что компания, заведующая полетами, той ночью оставила на посту только одного оператора.
Мы совершили ошибки и горько раскаиваемся в них. Мы признаем, что в рапорте следователей правильно указана степень нашей ответственности. Мы лишь просим семьи погибших о прощении, - слова исполнительного директора компании по управлению полетами.
На столе в швейцарском управлении полетами теперь всегда стоит роза в память о погибшем операторе и трагедии в Германии.
Было интересно? Если да, то поддержите нас лайком и подпиской на канал - так мы увидим, что делаем свою работу не зря. А если вам что-то не понравилось или же вы хотите что-либо добавить, то смело оставляйте свой комментарий, мы обязательно его прочтем и ответим!