Найти тему
Почему? Потому что!

Боевые автожиры СССР. Как использовались необычные летательные аппараты?

Оглавление

Автожир – это необычный летательный аппарат, напоминающий внешне небольшой самолет с винтом, подобным вертолетному. Он может иметь или не иметь крыльев, но в его конструкции обязательно присутствует хвостовое оперение. Главная особенность аппарата (и основное отличие от вертолета) в том, что основной винт, создающий подъемную силу, во время полета приводится в движение набегающим потоком воздуха, а не двигателем. Движение же осуществляется за счет вращения небольшого «толкательного» или «тянущего» винта с горизонтальной осью вращения.

История изобретения и особенности

Изобретателем первого автожира стал испанский авиатор Хуан де ла Сиерва. Его аппарат взлетел в воздух в начале 20-х гг. прошлого века, а с 1925 года он приступил к работе в Британии, где организовал серийное производство автожиров. Популярность летательных аппаратов этого типа объяснялась тем, что при общей простоте конструкции и управления и дешевизне производства автожиры оказались гораздо более безопасными, чем существующие самолеты, а для взлета и приземления им не требовалась специально оборудованная площадка.

Хуан де ла Сиерва погиб в авиакатастрофе. Правда, летел он на самолете.
Хуан де ла Сиерва погиб в авиакатастрофе. Правда, летел он на самолете.

Автожиры в СССР

В молодой советской республике новыми летательными аппаратами заинтересовалась, и уже в 1929 году было испытано детище двух Николаев – Камова и Скржинского – автожир «Красный инженер», по документам проходящий под более прозаичным названием КаСкр-1. Несмотря на ряд выявленных недостатков в целом опыт был признан успешным. Дальнейшие работы развивались сразу в двух направлениях: был подготовлен собственный вариант для серийного производства (ЦАГИ А-4), а также закуплена британская машина с документацией. Последняя и стала платформой при создании боевого автожира А-7.

 С30А - разведывательный британский автожир, сконструированный Хуаном де ла Сиерва .
С30А - разведывательный британский автожир, сконструированный Хуаном де ла Сиерва .

Боевое и гражданское применение

Все-таки точной копией британской модели А-7 не был и превосходил ее по всем характеристикам. При скорости 212 км/ч и потолке высоты – почти 5 000 м. аппарат вполне мог использоваться в боевых целях. С этапа проектирования на нем предусматривалась установка вооружения – трех пулеметов: один для стрельбы по курсу, два спаренных – для защиты задней полусферы. Кроме того, автожир мог нести авиабомбы (4 шт.) или реактивные снаряды (6 шт.).

Для подвеса бомб использовалось крыло автожира, которое на его аэродинамику и управляемость никак не влияло.
Для подвеса бомб использовалось крыло автожира, которое на его аэродинамику и управляемость никак не влияло.

Транспортные модификации А-7 благодаря высокой грузоподъемности (в сравнении с аналогичными иностранными аппаратами), а также возможности взлетать с пятачка, впервые использовались для поиска и спасения группы полярников под руководством И. Д. Папанина в 1938 году. Год спустя два десятка боевых модификация поступили в войска. но военные не усмотрели преимуществ их использования перед самолетами.

Известен один случай боевого столкновения автожира А-7 с финским истребителем Fokker D. XXI. Советскому пилоту на встречном курсе удалось повредить самолет противника из пулемета.
Известен один случай боевого столкновения автожира А-7 с финским истребителем Fokker D. XXI. Советскому пилоту на встречном курсе удалось повредить самолет противника из пулемета.

И все же А-7 нашли военное применение, но в основном как транспортная авиация. В ходе Финской войны они использовались для транспортировки раненых с линии фронта – ведь аппараты могли взлетать с неподготовленных площадок и летать на очень малых высотах. Кроме того, автожиры применяли для разведки и корректировки артиллерийского огня, реже – как штурмовики дял поражения наземных целей.

В период Великой Отечественной войны штурмового и бомбардировочного применения автожиров не зафиксировано, в основном они использовались для связи с партизанами и транспортировки грузов в тыл врага.
В период Великой Отечественной войны штурмового и бомбардировочного применения автожиров не зафиксировано, в основном они использовались для связи с партизанами и транспортировки грузов в тыл врага.

К сожалению, безопасность и простота управления оказались не самыми значимыми факторами в боевых условиях - куда важнее скорость и маневренность, по которым автожиры уступали самолетам. Поэтому еще в начале 40-х гг. в СССР работы в данном направлении были свернуты. Периодически они возобновлялись, но лишь в гражданской сфере. Но даже тут до серийного производства дело не доходило.

Что почитать по теме:

А. Щербаков, «Танцуем Твист?»
Братухин И. П., «Автожиры. Теория и расчет»
Жабров А. А., «Автожир и геликоптер»
И. Край, «Автожиры в немирном небе: Разведка»