О Троицком дизельном заводе в последнее время практически не вспоминают. Как говорится, нет завода, нет людей — нет проблем! А между тем история дизельного, по сути, история большого числа троичан, которые целыми семьями, из поколения в поколение были связаны с заводом.
Дизелист — особая каста
На днях троичанин Виктор Зонов, долгое время проработавший на дизельном заводе в разных должностях от мастера до заместителя гендиректора, передал в краеведческий музей чудом сохранившиеся стенгазеты, которые регулярно выходили на предприятии. Порядка двадцати пяти огромных рулонов, в каждом из которых по несколько выпусков стенной газеты «Дизелист», охватывают интересную и бурную жизнь завода с 1970 по 1987 год и отражают дух ушедшей эпохи.
— Наш завод был самым крупным промышленным предприятием в городе. В лучшие времена здесь трудились около трех тысяч человек. Предприятие располагало тремя детскими садами, профилакторием, теплицей, ЖКО, профтехучилищем, — рассказывает Виктор Васильевич Зонов. — Завод был для людей не только местом работы, с ним была связана вся жизнь и, конечно, главная тема «Дизелиста» — это человек труда. Заводскую газету любили, ждали каждого выпуска, который вывешивался в столовой. В разное время над созданием очередного стенгазетного шедевра с удовольствием трудились разные составы редколлегий. Художники рисовали иллюстрации непосредственно на ватмане или картоне, заметки перепечатывали на пишущей машинке, а затем листы аккуратно приклеивались, так же, как и фотографии. Выпускались тематические номера специально к праздникам или место полностью отдавали под фоторепортажи, к примеру, с субботников. Мне очень хотелось, чтобы все эти газеты сохранились для потомков, ведь эта живая история.
По словам сотрудников музея, переданные стенгазеты действительно уникальны, интересны и представляют историческую ценность в том плане, что все они являлись самым простым и доступным изданием, по ним можно проследить важнейшие политические и экономические процессы. Кто то найдет в них имена своих родителей, бабушек, дедушек, просто знакомых, вспомнит имена руководителей, передовиков производства.
Это самый действенный и проверенный документ, отражающий советскую эпоху. Чего только стоят фотографии передовиков производства, ударников соцтруда, да просто лучших заводчан Да что говорить, люди, которые трудились на дизельном заводе, воспринимались как особенные — особого мастерства, особой ответственности, особой дисциплины. Работать на заводе тогда было большой честью.
Возможно, для кого то стенгазеты покажутся скучными, но в то время не гнались за сенсациями и писали больше о производстве, о скромных героях труда, о вере в светлое будущее, но, к сожалению, «лучшее завтра» так и не наступило.
От рассвета до заката
Перестройка изменила жизнь завода, как и многих советских предприятий, до неузнаваемости. Общеэкономическая ситуация складывалось не лучшим образом — предприятие вынуждено было выживать, росла социальная напряженность. Из государственного оно превратилось в акционерное и отделилось от головного завода «Звезда» (г. Санкт-Петербург).
В какой то момент продукция дизельного, которая была востребована на флоте, железной дороге, автомобильной промышленности и других отраслях, перестала выпускаться из за несостоятельности заказчика и неразберихи в стране. Энтузиазма у людей становилось все меньше, а апатии больше. К тому времени значительно сократилось количество работающих, до 500 человек, социальные программы свернулись, копились долги по зарплате, не выплачивались вовремя налоги. В итоге собственник завода подвел его к банкротству. Сегодня Троицкого дизельного завода фактически не существует.
На обширной территории в десятки гектаров некогда бывшего промышленного предприятия, где располагалось около 22 различных зданий и сооружений, теперь можно проводить выездные уроки отечественной истории и показывать школьникам, как выглядели города после бомбежек в годы Великой Отечественной войны.
Территория бывшего завода словно поделена на две части. Одна, где еще вроде как теплится жизнь, охраняется, другая, где больше всего разрушений — нет. Что же сегодня осталось от предприятия, некогда составляющего славу и гордость троицкой индустрии Да практически ничего. В этом автор этих строк убедилась вместе с одной из общественниц Татьяной Ческидовой, «прогулявшись» по заброшенному месту.
На территорию мы попали с южной стороны, где когда то располагался бывший транспортный цех. В настоящее время этот объект находится в собственности у одного из троицких предпринимателей, и он планирует организовать там свое небольшое производство. Первым делом направляемся в сторону бывших пиковой и заводской котельных.
роходим вдоль модельного цеха через руины и развалины шихтарника, плавильного отделения. На бывшие сооружения остались только намеки, все окончательно разгромлено. Зрелище печальное: все, что можно, разобрали, вывезли, уничтожили, сравняли с землей.
От котельных фактически остались кирпичные стены и две огромные трубы — пожалуй, главные достопримечательности этого места. Высота самой высокой составляет 100 метров, средней — 45. Была еще третья, поменьше, но ее разобрали. Продолжаем путь и задерживаемся у одного из самых больших цехов — цеха литья алюминиевых сплавов. Здесь в свое время планировалось разместить металлургический завод. Попасть внутрь не удалось — на дверях замок, но вот через разбитое окно на верхних этажах, куда мы добрались по пожарной лестнице, сделали несколько фото и рассмотрели, что там все находится в запустении и, кроме строительного мусора, ничего нет. От других цехов также остались фактически скелеты, все металлическое было разобрано, развинчено, разрезано.
Кто бы мог подумать, что дизельный завод ждет такой печальный финал ! Сегодня практически все цеха остановлены, исчезло производство, механосборочных второго и пятого цехов нет и в помине. За годы перестройки и капитализма утеряны уникальные технологии и производственные секреты. До недавнего времени сохранялись «живые участки» в гальвано-термическом и механосборочном цехах, но и там сейчас тишина.
По некоторой информации, еще один из частных предпринимателей, выкупив один из пролетов бывшего четвертого механического цеха, наладил там производство плит из мрамора и гранита.
Чтобы более детально рассмотреть все сооружения завода, не хватит и целого дня: хотелось бы побывать в здании заводоуправления, в заброшенном бомбоубежище — о том, что оно довольно большого размера, говорят выходы вентиляционных шахт.
Нелегким оказался наш путь к обелиску в память о героях гражданской войны, павших в боях за установление советской власти в городе. По сугробам мы минут двадцать пробирались к нему. Памятник, установленный, как утверждают исторические данные, на месте казни борцов за советскую власть, оказался в плачевном состоянии. И это неудивительно. К сожалению, он оказался никому не нужным. За ним некому стало ухаживать, он постепенно обветшал, разрушился. Исчезла металлическая звездочка, нет теперь и остроконечного шпиля с текстом «В веках останутся живыми, своей смертью утвердившие бессмертье».
Жаль, конечно, и этот памятник, признанный объектом культурного наследия, и дизельный завод, и еще множество других подобных промышленных предприятий, на которых держались город, область, страна.
Самое обидное, что вернуть былого уже не получится, точка невозврата пройдена.