Найти тему

Вертолет в рюкзаке

Ранцевые вертолеты- одна из интереснейших разработок в истории авиационной техники. История - в прямом смысле- взлетов и падений с вращающимся винтом над головой. Расскажем о них подробнее.

По- видимому, первым, кто занялся ранцевыми вертолетами, был австрийский инженер Пауль Баумгартль. В период с 1940 по 1942 годы он разработал несколько моделей ранцевого вертолета Heliofly. Начав с ранцевого безмоторного автожира,

-2

он вскоре (по заказу немецких военных) - разработал ранцевый вертолет Heliofly 57 с двумя двигателями по 16 л.с., соосной схемы, причем оба несущих винта были однолопастными. Об испытанях этого прототипа ничего не известно, по-видимому, проект не имел успеха.

Следующим энтузиастом ранцевого вертолета стал американский констуктор Хорас Пентекост, работаший над этой темой с конца 1940-х и создавший свой (весьма нашумевший в те годы) вертолет Hoppicopter.

Вес аппарата 78 кг, двигатель 35 л.с.
Вес аппарата 78 кг, двигатель 35 л.с.

Какие же были его характеристики? Скорость до 150 км/ч, подолжительность полета до часа. Все параметры расчетные, поскольку вертолет...не летал. Точнее, летал только на привязных испытаниях, где показал отвратительную устойчивость и управляемость. Особенно небезопасной была посадка (учтем массу в 78 кг, когда шасси- это ноги пилота). Далее проект не продвинулся.

Эстафету Пентекоста подхватил русский американец Евгений Миронович Глухарёв. Инженер, бежавший из России после революции, сделал неплохую карьеру в США и долго работал у Сикорского (который охотно принимал российских эмигрантов), где и увлёкся вертолетной тематикой.

Глухарев и его ранцевый вертолет MEG-1
Глухарев и его ранцевый вертолет MEG-1
-5

Глухарёв увлекся популярной в те годы тематикой реактивного привода несущего винта. Будучи по работе двигателистом, он разработал вертолет с однолопастным винтом: на законцовке лопасти располагался пульсирующий воздушно- реактивный двигатель его собственной конструкции. Работал вертолет на пропане и мог летать до 20 минут. Глухарев испытал несколько моделей вертолетов (все испытания- на привязи).

Результаты были неплохие, однако дальше привязных испытаний дело не пошло.
Результаты были неплохие, однако дальше привязных испытаний дело не пошло.

В середине 1960-х датчанин Серемет также построил и облетал две модели ранцевых вертолетов классической схемы. Данных о них очень мало, по-видимому, работы закончились так же, так и предыдущие- то есть в музеях.

-7

-Ну, хорошо, скажете вы. Всё это были неудачные конструкции. Но хотя бы один ранцевый вертолет полетел успешным образом?

Да. Только это не совсем ранцевый вертолет, он, скорее, примыкает к "летающим мотоциклам".

GEN H4.
GEN H4.

Это японский вертолет, разработанные в 1990-х и выпускавшийся корпорацией GEN. Машина имела скорость полета до 200 км/ч, продолжительность полета- до часа, успешно прошла испытания в свободном полете и показала отличные характеристики. Было обьявлено о начале серийного производства при наличии заказов (отпускная цена составляла 60 тысяч долларов в 2011 году). Заказчиков не нашлось.

Так что в целом можно сказать, что ранцевые вертолеты не получиили применения, во всяком случае- пока. Большего успеха достигли различные варианты сверхлёгких вертолетов, в том числе реактивных- о которых рассказано в другой статье.

Вы также можете прочесть статью по сходной теме: прыгающие автожиры

Спасибо за просмотр! Если Вам понравился материал- прошу ставить лайки и подписываться!