По действующим правила все переоборудованные автомобили считаются опасными для других участников движения, поэтому ГИБДД активно выявляет такой автотранспорт и штрафует их владельцев.
На законодательном уровне сегодня эксплуатация незаконно переоборудованных автомобилей запрещена. Однако ранее инспекторы ГИБДД лояльно смотрели на такие измененные и тюнингованные автомобили. Лишь недавно автовладельцев стали карать штрафами за эксплуатацию автомобилей с внештатным оборудованием и глубоким тюнингом. Почему же только сейчас ГИБДД стало карать за незаконный тюнинг?
С начала года количество штрафов за незаконный тюнинг неизменно увеличилось. Причём если раннее большинство инспекторов ограничивалось лишь предупреждением, то сегодня практически каждому автовладельцу выписывают минимальный штраф в 500 рублей. При этом инспекторы предписывают в максимально короткий срок устранить имеющиеся несоответствия и вернуть автомобили к своему штатному состоянию. Стоит ли удивляться, что большинство автовладельцев, машины которых были переоборудованы, не возвращают обратно их состояние, поэтому вынуждены постоянно оплачивать штрафы ГИБДД за тюнинг.
Виной такого пристального внимания инспекторов ГИБДД к переоборудованию автомобилей является новый техрегламент, а также изменения в правилах дорожного движения. По обновленным правилам автомобили, которые имеют нелегальное переоборудование, попросту представляют собой опасность для других участников движения. Именно поэтому в ГИБДД взяли на вооружение практику выписывать всем без исключения автовладельцам штрафы за тюнинг.
В техрегламенте всем дается четкое определение тюнингу, под который попадают даже минимальные изменения в конструкции автомобиля. По сути, эксплуатировать запрещается даже машины, у которых установлены модернизированные спортивные бампера. Что уже говорить про транспорт, в котором перепрошит блок управления мотором или выполнены глубокие изменения двигателя и коробки передач.
Действительно, не квалифицированное вмешательство в автомобиль и его кустарная переделка может привести к определенным проблемам с надежностью транспорта. Многочисленные варианты тюнинга вазовских автомобилей, а также подержанных иномарок, возраст которых перевалил за 30 лет, не добавляют надежности таким автомобилям. Как результат, увеличение аварийности, в том числе по причине несоответствия технического состояния автомобилей действующим правилам.
В ГИБДД, а также в органах, отвечающих за разработку техрегламента, отмечают, что ужесточением правил они как раз хотели бы поставить барьер для кустарных переделок, которые представляют повышенную опасность для других участников дорожного движения. Это несовершенство законодательства приводит к тому, что страдают не только такие владельцы старых и представляющих опасность для других участников дорожного движения автомобилей, но и автовладельцы, которые выполняют дорогостоящий тюнинг, никоим образом не влияющий на показатели безопасности эксплуатации транспорта.
Проблема в том, что на сегодняшний день узаконивание тюнинга представляет определенные сложности. Даже чтобы легально установить на свою машину новые бампера или небольшое антикрыло автовладельцу потребуется собрать большой перечень документов, провести соответствующую экспертизу, и лишь после этого получить законное разрешение. Естественно, что такой работой по легализации тюнинга никто заниматься не будет. Это время и деньги, причём отсутствует гарантия, что, даже собрав все документы, мы получим соответствующее разрешение.
Союз автомобилистов предложил ГИБДД и другим надзорным органам упростить процедуру легализации тюнинга. Подготовлен соответствующий проект, однако большинство экспертов сходятся во мнении, что в такой редакции поправки в правила и техрегламент не пройдут. Необходима комплексная работа, в том числе всех заинтересованных ведомств и представителей Союза автомобилистов. Лишь в этом случае нужно будет разработать законопроект, который устроит как ГИБДД, так и автовладельцев.
По данным издания Коммерсант, в последние 10 лет около миллиона российских автомобилей были переоборудованы. Это как кустарные модернизации автомобилей, так и установка фирменного тюнинга, что выполняется в том числе и в условиях официальных дилеров. При этом как гаражные переделки, так и установка обвеса в условиях официального сервиса будет считаться незаконной.
В России сегодня действуют сотни, если не тысячи, компаний, которые предлагают услуги переделки автомобилей. Это как мелкие кустарные фирмы, так и крупные дилеры, которые работают с иностранными производителями тюнинга, поставляя и официально устанавливая его на автомобили клиентов. Такое ужесточение законодательства неизменно приведет к переделу рынка, в итоге в России останутся лишь крупные игроки, что отрицательно скажется на качестве услуг. Автовладельцам, которые бы хотели модернизировать свой автомобиль, придётся обращаться к таким монополистам, что может отрицательно сказаться как на качестве услуг, так и на их стоимости.
Рынок тюнинга автомобилей в России сегодня чрезвычайно широк. Однако если ранее каких-либо проблем с эксплуатацией таких автомобилей не возникало, то сегодня многие владельцы модернизированных автомобилей столкнулись с определенными сложностями. Им необходимо либо попытаться легализовать выполненные переделки автомобиля или вернуть машину в сток. Только в этом случае можно будет избежать получения многочисленных штрафов, размеры которых в скором времени будет увеличены.
Сегодня с изменением законодательства существенно ужесточились требования к переоборудованию и затемнению автомобилей. Если ранее ГИБДД сквозь пальцы смотрела на такие машины, то сегодня их эксплуатации чрезвычайно усложнена. Автовладельцам, которые хотели бы затюнинговать свой автомобиль или уже используют такую машину, потребуется получить все разрешительные документы, что и позволит им без каких-либо сложностей эксплуатировать свой автомобиль. К сожалению, получение такой разрешительной документации представляет определенные сложности, в итоге нам приходится либо отказываться от эксплуатации машины, либо постоянно платить штрафы и использовать её на свой страх и риск.