Bruce Goldsmith
Вас может удивить, как пилоты-спортсмены управляют своими парапланами, летая на соревнованиях. Ведь часто это происходит на спортивных крыльях в турбулентности и на высокой скорости! Активное пилотирование – вот ответ. Активное пилотирование – это метод, при котором вы чувствуете всё, что происходит с крылом параплана, так если вы почувствовали, что сложение неизбежно, - вы используете клеванты, чтобы не допустить его.
Потянув клеванты, вы предотвращаете сложение крыла сразу по двум направлениям. Первое. Растёт угол атаки, снижается скорость, падает подъемная сила. Второй. Воздух проталкивается от задней части крыла к передней кромке, то есть действительно можно мгновенно прокачать переднюю часть параплана, протолкнув туда воздух.
Техника
Крайне важно действовать очень быстро и одновременно с необходимой амплитудой. Я использую технику управления, которая позволяет воспользоваться клевантами быстро, возможно вы найдёте её полезной и для себя. В полёте я, выбрав свободный ход клевант, удерживаю их под давлением нагрузки пары килограмм. При этом указательные пальцы расслабленно лежат на клевантной стропе, аналогичным способом рыбак кладет палец на леску, чтобы чувствовать малейшие колебания при поклёвке.
Через указательные пальцы вы можете постоянно чувствовать давление в куполе. Если усилие на клеванте совсем пропадёт (натяжение ослабнет), вы сможете немедленно потянуть клеванту вниз, тем самым вернёте давление в норму. Не пугайтесь! Это лишь звучит сложно, на самом деле всё просто. Всё что вам необходимо пытаться делать - это поддерживать одно и тоже, одинаковое натяжение клевант, положив вес расслабленных рук на клеванты.
Борьба с разворотом – ваша наипервейшая задача.
Для более крупных сложений, особенно если сильная турбулентность или ваша скорость высока, просто удерживать расслабленые руки на клевантах уже недостаточно. В этом случае вы должны резким рывком дёрнуть руки вниз, чтобы быстро отловить сложение на ранней стадии развития. Летя на акселераторе, вы всегда должны быть готовы отпустить его, только почувствовав возможность сложения параплана. Управление весом - еще одна важная часть активного пилотирования.
Как восстановить?
На протяжении многих лет самой распространенной причиной лётных происшествий при полётах на параплане было асимметричное сложение. Не так страшно само асимметричное сложение, как спиральный клевок после него (помните, что после асимметричного сложения вы попадаете в спиральный клевок, а не вращение). Но в настоящее время основная причина подобных инцидентов изменилась, поскольку пилоты стали лучше знать, что бороться с разворотами можно применяя противоположную клеванту. К сожалению, сейчас это приводит к новой проблеме - срыв оставшейся консоли прараплана, поскольку пилот излишне сильно боролся с разворотом.
Прокачай сдувшуюся консоль
Борьба с разворотом – ваша наипервейшая задача. Это остановит увод с курса параплана, что может привести к удару о землю, если нет запаса высоты, или к столкновению с другим пилотом. Это также предотвратит развитие спирального клевка в самом начале и не даст вырасти скорости.
То как реагирует параплан на асимметричное сложение - одно из самых важных отличий между школьным, промежуточными и соревновательными парапланами. Школьные крылья должны с большой неохотой менять курс даже когда сложилось 50% крыла. Промежуточные крылья могут развернуться, но должны быстро выйти из этого режима даже если пилот ничего не делает. Соревновательные парапланы могут быстро развернуться вслед за сложенной консолью и не восстановиться, пока пилот не отреагирует на это. Скорость в спиральном клевке также растёт угрожающе быстро.
Необходимо запомнить
- Активное пилотирование - это умение чувствовать что делает крыло и реагировать на это.
- Способ рыбака поможет чувствовать давление в крыле посредством клевант.
- При асимметричном сложении перенесите вес на оставшуюся, не сорванную, консоль, предотвратив тем самым разворот, и прокачайте сложившуюся консоль.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.