Найти тему

Русский лесовоз против немецкого линкора

Мы все восхищаемся подвигом 300 спартанцев, которые не побоялись выступипь против огромной персидской армии(насколько она была огромна-вопрос другой,может когда либо и вернемся).Они вполне заслужили славу и память и "ЭТО СПАРТААА!!!" раздается из телевизора и 2500 лет спустя, но мало кто знает,что мартовским утром 1942 года в холодном северном море случилась история,которая вполне может сравниться в обороной Фермопил.

К зиме 1941-42 годов немцы окончательно поняли что Мурманск им в ближайшее время не взять,а "Северные конвои" доставляют все больше неудобств."Кригсмарине" стал стягивать в Арктику все большие силы. В январе "подтянулся" "Тирпиц"-линкор, систершип которого Черчилль называл "гитлеровским зверюгой" и на потопление которого бросил весь флот метрополии.

Это вот-оно самое. Черчилль из за него спать не мог
Это вот-оно самое. Черчилль из за него спать не мог

Чуть позже подошли тяжелые крейсера "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер". Вместе с массой эсминцев и авиации это составило мощнейший ударный кулак, занесенный над коммуникациями союзников.

"Выстрелило" это в первые дни весны 42-го года. Немецкая разведка смогла успешно вычислить время выхода в море сразу двух конвоев. PQ12 шел в Мурманск, а QP8 из Мурманска. К точке их встречи вышла инемецкая эскадра. Операция «Шпортпалас» началась.

А в это время.. ..

Противник "Тирпица"
Противник "Тирпица"

В это время в составе конвоя шедшего из Мурманска потихоньку "пыпил" маленький пароходик (водоизмещение всего 2800тонн ,у "Тирпица" если что доходил до 53000).Построили его в Бристоле в далеком 21 году, в 34 его выкупили в СССР и переименовали в "Ижору", так он и прослужил до 41 года. В 41, в связи с началом войны его вооружили одним орудием,калибром аж 37 мм и отправили служить дальше. И вот это чудо боевой мощи загрузили досками и отправили с конвоем в Рейкьявик. Из за плохой погоды и поломки "Ижора" не могла поддерживать скорость конвоя и продолжила путь одна.

В полдень 8 марта немецкая эскадра в составе "Тирпица" и трех эсминцев заметила одинокий дым. Это была "Ижора"...

Приведем выдержки из вахтенного журнала немецкого эсминца:

«16.45 Великолепная видимость. По курсу 10 градусов эсминец «Ин» обнаружил сильный дымный след. Это сразу же подтвердили эсминцы «Шеманн» и «Z-25». Полным ходом эсминцы идут в этом направлении. Скоро становится видна труба и две мачты парохода, следующего курсом на запад».

«17.20 Пароход сообщает свои опознавательные данные: «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом».

17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение.

Еще раз напомню соотношение сил.лесовоз с ОДНИМ 37 мм орудием(в части источников упоминается что расчет был женским-но это не подтверждено,поэтому просто упоминаю) против эскадры с линкором!!!

А потом..

"У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму "RR" с указанием своего точного местоположения...".

Капитан "Ижоры" Василий Ильич Белов принял бой..

По кораблям противника ударила единственная пушка,а в эфир полетела радиограмма: gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora».

Пожар на "Ижоре"
Пожар на "Ижоре"

Начался расстрел советского корабля. И вот тут случился трагический, но по своему забавный казус. Пароход не тонул. Вообще. Сначала немецкие корабли выпустили целый ураган снарядов: 11 выстрелов орудиями 150 мм, 43 выстрела орудиями 127 мм и 82 выстрела орудиями 37 мм. Судно было изуродовано,но упорно держалось на плаву. Потом в несчастную "Ижору" ушли две торпеды. Результат тот же. Немцы не верили своим глазам. Они не знали что груз корабля-пиломатериалы,а они не очень то тонут. Поступило предложение "жахнуть" главным калибром "Тирпица",но его капитан резонно заметил,что это будет "выстрел золотом"-цена залпа была пожалуй больше стоимости "Ижоры". Тогда немецкий эсминец подошел на полной скорости вплотную и бросил под борт "Ижоры" две глубинные бомбы. Пароход наконец затонул. Спасся только один человек-старпом Адаев Николай Илларионович,но он позже погиб в концлагере. Флот не мог утопить маленький пароходик почти час. Вечная память...

Для немцев результаты оказались просто катастрофические. Блестяще подготовленная операция из за радиограммы с "Ижоры"(радист Гусаров Николай Александрович) полностью провалилась. Один конвой союзников увеличил скорость,второй поменял курс.Таким образом оба ушли из под удара. "зверюга" "Тирпиц" ушел обратно в Тронхейм. Больше он в боевых операциях до конца войны не участвовал (вышел летом 42-го на перехват PQ 17,но вернулся на базу). Прятался в норвежских фьордах до 44 года когда и был потоплен.

Мы помним и восхищаемся профессионалами-спартанцами,но давайте помянем и этих людей.

Буду благодарен за конструктивную критику или за лайк.

с уважением

Лесовозы
5844 интересуются