Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Шестое чувство

Оглавление

(1999, США)

А руки-то всё равно тоскуют по пистолету, да, Джон Маклейн?
А руки-то всё равно тоскуют по пистолету, да, Джон Маклейн?

Под шумок выхода новой картины знаменитого триллер-мейкера М. Найта Шьямалана, которая называется "Стекло" и является "перекрестным" сиквелом двух его лент, "Неуязвимого" и "Сплита", нелишне вспомнить, с чего вообще всё завертелось. И на чём Шьямалан заработал свою нынешнюю репутацию.
Двадцать лет назад дела у канонических хорроров и мистики обстояли неважнецки. Конечно, они продолжали выходить на экраны, а некоторые из них даже становились культовыми и обрастали сиквелами, вроде "Звонка", "Крика",
"Ведьмы из Блэр" или сериала "Твин Пикс". Однако даже самый непритязательный зритель, который не забыл торжество хорроров 70-80-х, видел: в 90-х этот жанр измельчал, а то и вовсе намертво сросся с боевиками ("Подъем с глубины", "Вирус", "От заката до рассвета") или мелодрамами ("Интервью с вампиром", "Дракула", "Волк"). Даже легендарные "Зловещие мертвецы" Сэма Рэйми, и те в своей третьей части ударились в откровенную балаган-комедию, хоть и забавную, но уже нисколько не пугающую.

Причина упадка сего жанра крылась не столько в зажравшемся фанате хорроров, для которого повара в поте лица изобретали новые блюда и винегреты, сколько в тогдашнем удешевлении производства фильмов. Сужу, конечно, не как аналитик, а как видеоман, который в те годы ещё не растерял впечатлительность и которого можно было при должном старании напугать. Вот только получалось это теперь уж больно редко. А всё потому что на смену дорогим и трудоемким механическим спецэффектам пришла дешёвая компьютерная графика. А с нею кино резко заболело откровенной ненатуральностью в "оцифрованных" сценах. Конечно, при условии, что вы не Спилберг и не Кэмерон, что могли позволить себе в те годы нанимать лучших голливудских программистов. Ну а где нет реалистичности и всё как бы понарошку, там у зрителя и за героев переживать не выходит, и самого его напугать уже нельзя.
Один из наиболее наглядных примеров фальшивости происходящего на хоррор-экране того времени -
"Лангольеры". Те самые, чей крутейший саспенс завершался настолько безобразно-халтурной компьютерной анимацией, что их развязка больше походила на неудачную режиссерскую шутку, чем на попытку ввергнуть зрителя в дрожь.

- Дяденька Брюс, открой секрет, а как стать звездой боевиков? - Видишь, там на горе / Есть большой небоскрёб? / Внутри - полсотни врагов. / Повиси-ка на нё-о-ом...
- Дяденька Брюс, открой секрет, а как стать звездой боевиков? - Видишь, там на горе / Есть большой небоскрёб? / Внутри - полсотни врагов. / Повиси-ка на нё-о-ом...

И вот в 1999 году, когда одни "умные головы" в Голливуде сделали ставку на крупнобюджетный мистический боевик "Конец света" и проиграли, а другие поставили на копеечную мистику "Ведьма из Блэр" и сорвали банк, мало кому известный американский индус со странной фамилией Шьямалан тоже решил заявить о себе на этой сцене. С обычной, на первый взгляд, киноисторией про паренька Коула (Хэйли Джоэл Осмент), которому днём и ночью досаждают призраки мертвых людей. А также про детского психиатра Кроу (Брюс Уиллис), который берётся разобраться в его проблеме, но не ради денег, а для успокоения собственной нечистой совести. Вот, собственно, и всё. И никакого вам эпического пришествия на Землю дьявола, никаких зловещих пентаграмм, манускриптов, заклятий, порталов в ад и прочей дежурной фигни подобных ужастиков.

А потом в одно прекрасное утро Шьямалан вдруг проснулся и богатым (17-кратная прибыль в прокате при бюджете в 40 млн. $ - шутка ли!), и знаменитым, и номинантом аж на шесть Оскаров, включая главный. Во что, наверное, и сам с трудом поверил. Но так оно и есть: опытным путем М. Найт доказал, что успех картины зависит не от текущей популярности жанра, в котором она снята, а только от качества и уникальности твоей картины. И, разумеется, от удачно подобранных, ярких актеров. И да - "Шестое чувство" может похвастаться и тем, и другим, и третьим. Несмотря на не особо впечатляющую завязку с призраками и "странным мальчиком", вскоре история начинает выписывать лихие кренделя с заносами не только в триллер, но и в первоклассный детектив. Даже "бу!"-моменты в ней, и те не раздражают, а органично вписаны в общую мрачность и нервозность повествования. Ну а про финал и говорить не приходится. Для мистических триллеров это почти что идеал. Который подстегивает обязательно пересмотреть картину, только уже с другого зрительского ракурса. Затем чтобы выявить не замеченные ранее, авторские намеки и заново пропустить через себя эту историю. В свете, так сказать, неожиданно вскрывшихся фактов.

Чтобы главный малолетний герой не сошел раньше времени с ума от своих видений, пришлось сделать его не по-детски хладнокровным. Что, конечно, есть игра в поддавки с сюжетной логикой, ну да ладно - в данном случае простительно.
Чтобы главный малолетний герой не сошел раньше времени с ума от своих видений, пришлось сделать его не по-детски хладнокровным. Что, конечно, есть игра в поддавки с сюжетной логикой, ну да ладно - в данном случае простительно.

***

В общем, единственное, в чём не подфартило с "Шестым чувством" М. Найту Шьямалану, так это Оскары. Ни один из шести, даже в самой скромной номинации, не упал тогда ему в карман, а в последующие 20 лет, его больше на эту награду даже не прочили. Зато, по-моему, М. Найт завоевал тогда гораздо более ценный приз: сделал себе в Голливуде по-настоящему уникальное и запоминающееся имя. Благодаря которому и смог пережить без малого десятилетие творческих и коммерческих неудач. То, что накрыло его в 2006-м, после провальной "Девушки из воды", и, к счастью, завершилось в 2015-м, с выходом симпатичного, коммерчески хитового и шьямаланистого по духу "Визита". Так что, надеюсь, и "Стекло" по традиции последних лет меня не разочарует. Правда, критики на него как-то нехорошо ворчат, но его зрительские рейтинги и кассовые сборы вполне оптимистичные, что утешает.

Трейлер фильма: