Найти тему
6000 миль до Голливуда

Ведьма из Блэр

(1999, США)

Эй, кто сказал "сделано из г*вна и палок"?  Не смейте оскорблять здешние спецэффекты!
Эй, кто сказал "сделано из г*вна и палок"? Не смейте оскорблять здешние спецэффекты!

Подобное нередко случается в кино - создатели фильма нагло и в открытую разводят зрителя, а он не только на них не в обиде, но ещё и аплодирует им. Прямо как на выступлении иллюзиониста, разве что там имеет место исключительная ловкость рук, а в кинематографе художественный обман публики отнимает заметно больше сил и средств.
"Ведьма из Блэр" - один из самых показательных таких случаев. Начнём с того, чем больше всего гордятся ее создатели: "Прикиньте, у нас в карманах лежали всего 22 000 (двадцать две тысячи) $ и любительская видеокамера, а сценария и вовсе не было, но мы пошли и СДЕЛАЛИ ЭТО - сняли мегауспешную кинокартину!". Всё верно. Только эти ребята скромно недоговаривают, что в рекламную раскрутку "Ведьмы" было вбухано уже 25 000 000. $ (двадцать пять миллионов). А это, сами понимаете, уже никакой не любительский, а серьезный профессиональный уровень голливудской работы.

Однако уважительно снимаю шляпу - рекламная кампания фильма была проведена гораздо более талантливо, нежели снят он сам. И ведь всё гениальное элементарно: уж коли мы снимаем псевдодокументалистику (извините, не люблю это модное слово "мокьюментари"), то и пиарить "Ведьму" будем как настоящую сермяжную правду. "Ой, вы не поверите, мы тут гуляли в дремучих лесах Мэриленда, нашли потерянную кем-то видеокамеру, достали из нее кассету, решили её посмотреть, а там ТАКОЕ... ТАКОЕ!..". Подставной Интернет-сайт, ролики с фиктивными интервью людей, якобы причастных к этой истории, фейковые статейки в газетах... Понятно, что далеко не все купились на такую утку, зная, что это всего лишь игра. И тем не менее зритель радостно включился в неё, а это ли не цель любого маркетинга - расшевелить потенциального покупателя? Затем чтобы тот, когда придет срок выбрасывать ваш товар на прилавок, уже как минимум знал и рассказал о нем другим.

Да уж, нынешний Иванушка-дурачок, намылившийся в гости к бабе Яге, совсем не тот, каким был прежний. Олдскульный-то к ней налегке бегал, а эти вон сколько трофеев ей приготовили.
Да уж, нынешний Иванушка-дурачок, намылившийся в гости к бабе Яге, совсем не тот, каким был прежний. Олдскульный-то к ней налегке бегал, а эти вон сколько трофеев ей приготовили.

И вот вам результат - официальный сертификат от "Книги рекордов Гиннеса", подтверждающий, что на тот момент "Ведьма из Блэр" стала самым доходным (в процентном исчислении) фильмом в истории кинематографа. И что каждый вложенный в её производство доллар принёс в итоге... 11300 $ прибыли. Как говорится, сдохните от зависти, наркокартели! Правда, миллионные вложения в рекламу гиннесовцы тоже почему-то не учли - видимо, дабы не умалять головокружительную красоту понравившейся им статистики.
Ясен пень, что после столь впечатляющего триумфа "псевдодокументальные" картины начали снимать уже все, кому ни лень. И многим на данном поприще тоже сокрушительно повезло:
"Монстро", "Охотники на троллей", "Хроника", "Тайна перевала Дятлова", "Паранормальное явление"... Последнее и вовсе обскакало "Ведьму" по проценту доходности, затратив на производство ещё меньше денег и откатав ленту в кинотеатрах с 13000-кратной (!) прибылью.

Но как бы то ни было, история трёх студентов, которые углубились в тёмный лес, чтобы снять видеоматериал для курсовой, а обратно так и не выглубились, тоже стала для своего времени ярким "паранормальным явлением". И ныне вполне заслуженно обозвана классикой. При том, что пугает она вас довольно своеобразно. Тоже дёшево, зато эффективно - хмурым осенним лесом и лишь косвенными уликами наличия в нём чего-то ужасного. Тогда как сам источник страха всё время остается за кадром и никакая ведьма в общепринятом понимании этого слова не будет выпрыгивать здесь из кустов с криком "Бу!". Поэтому многих любителей классического рода хорроров это кино грозит разочаровать, имейте это в виду. Но любители давящего экранного фатализма и мрачняка останутся довольны, ибо этого добра... или, вернее, зла тут в избытке.

Хотите спросить, что это он делает? Как что - стоит в углу. Вы и сами это видите? А зачем тогда спрашиваете?
Хотите спросить, что это он делает? Как что - стоит в углу. Вы и сами это видите? А зачем тогда спрашиваете?

***

В общем, хотите знать, как, имея дешевенькую видеокамеру и пару друзей, желающих стать кинозвездами, увеличить ваши карманные финансы до астрономических величин? Что ж, вот он, рецепт, аккурат перед вами. Поэтому дерзайте и всё у вас получится. Разве только я забыл добавить, что ко всему этому надо ещё обладать кое-каким кинематографическим талантом, ибо, сами видите: неугомонных людей с друзьями и видеокамерами в мире полным-полно, а срывают на этом банк единицы. Впрочем, если вы однажды тоже войдете в число таких счастливчиков, я буду за вас только рад.
И ладно, чего уж там, не благодарите за подсказку.

Здесь должна была появиться шутка про вечноплачущую Таню Буланову, но я вдруг засомневался, а многие ли помнят сегодня, кто это такая и почему она всегда плакала?
Здесь должна была появиться шутка про вечноплачущую Таню Буланову, но я вдруг засомневался, а многие ли помнят сегодня, кто это такая и почему она всегда плакала?