Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Неуязвимый

Оглавление

(Unbreakable, 2001, США)

Брюсомонстр! Выжать пару раз от груди 350 фунтов (то есть около 160 кг) - Джону Маклейну такое и в кошмарных снах не снилось.
Брюсомонстр! Выжать пару раз от груди 350 фунтов (то есть около 160 кг) - Джону Маклейну такое и в кошмарных снах не снилось.

Взбудоражив кинематографическую общественность своим успешным дебютником "Шестое чувство", американский индус, режиссёр/сценарист М. Найт Шьямалан недолго прохлаждался без работы. И уже на следующий год выпустил... нет, не сиквел "Шестого чувства", как можно было бы ожидать, а вторую, совершенно новую картину, пусть и содержащую в себе кое-какие элементы первой. А именно - Брюса Уиллиса и играющего с ним в паре пацаненка. Нет, не Хэйли Джоэла Осмента, а другого, но тоже с пафосным тройным именем - Спенсера Трита Кларка. Который в том же году отметился и у Ридли Скотта в "Гладиаторе", вот только рядом с Уиллисом выглядел уже не слишком запоминающимся. Как, в общем-то, и у самого Брюса в "Неуязвимом" довольно флегматичная и оттого скучная роль. И даже подтянутый сюда Сэмюэл Л. Джексон не взбодрил тусовку. Пусть он и наиболее яркий участник этого спектакля, но сюжет велит ему держаться особняком от всех. И потому, несмотря на звездные фамилии в титрах, вы не увидите здесь тот же напалмовый дуэт, который за пять лет до этого отжигал у МакТирнана в "Крепком орешке 3".

Иными словами, укрепить завоеванный год назад успех Шьямалану не удалось. Хотя, признаться, идея, из которой он выстругал сценарий "Неуязвимого", была без пяти минут гениальной. Узнав о существовании такой редкой генетической болезни, как несовершенный остеогенез - то есть повышенная ломкость костей, - М. Найт предположил, что раз существуют столь "хрупкие" люди, которых может убить обычное падение со стула, то, значит, в природе должны встречаться и их радикальные противоположности. Но так как предел прочности человеческих костей и тканей всё-таки ограничен и истинных хомо-терминаторов на свете нет, Шьямалан допустил, что "неубиваемость" этих людей зависит от сочетания нескольких факторов: их идеального здоровья и везения, помогающего им выживать в, казалось бы, совершенно безнадежных ситуациях. С этого и начинается история "Неуязвимого", чей герой Дэвид Данн (Уиллис) чудесным образом уцелел в железнодорожной катастрофе, не получив ни единой царапины. Тогда как все остальные 131 пассажир были упакованы в мешки для трупов, и хорошо ещё, если целиком, а не в виде фрагментов.

- Ну что, Брюс, а, может, ну её нафиг, эту грусть-тоску? Не пойти ли нам оторваться по полной, как в старые добрые "орешечные" времена? - Э-хе-хе, Сэм, твои бы слова - да Шьямалану в уши!
- Ну что, Брюс, а, может, ну её нафиг, эту грусть-тоску? Не пойти ли нам оторваться по полной, как в старые добрые "орешечные" времена? - Э-хе-хе, Сэм, твои бы слова - да Шьямалану в уши!

И не успел Данн прийти в себя от осознания этого факта, как внезапно его нашёл человек по имени Элайджа Прайс, которого ещё в детстве прозвали "Мистером Стекло". Да-да, из-за той самой болезни, о которой говорится выше. Кости Прайса в самом деле настолько хрупкие, что за свою жизнь он ломал их более пятидесяти раз и, кажется, не собирается останавливаться на достигнутом.
А затем Мистер Стекло, заядлых фанат и коллекционер комиксов, объяснил Мистеру Арматуре свою занятную теорию, согласно которой Данн - нечто вроде редчайшего воплощения супермена, только в реальности. И, стало быть, жизнь ему надо прожить ярко, а не по-обывательски уныло, как это делал до сего момента Дэвид.

Ну а дальше начинается именно то, что и не дало "Неуязвимому" завоевать широкую зрительскую любовь. Вместо того, чтобы исследовать открывшиеся в Данне таланты в остросюжетных ситуациях, он занимается этим ну очень уж скучно. В основном - ходит и задает вопросы, лишь иногда подвергая свое тело экстремальным тестам при поддержке уверовавшего в его "суперменство" сына. Поэтому новые открытия Дэвид совершает той же ленивой шаркающей походкой и лишь к концу отваживается-таки выйти в люди и погеройствовать. И это сегодня "Неуязвимый" считается всего лишь началом кинотрилогии "Eastrail 177" (названной так по имени того разбившегося поезда), куда входит он, а также фильмы "Сплит" (2016) и "Стекло" (2018). А для самостоятельной картины, какой он являлся до выхода "Сплита", в нём было маловато движухи и многовато переливаний из пустого в порожнее. Что в фильме о неординарном крутом герое ничего кроме досады не вызывало.

Где-то с этих пор Брюс Уиллис и начал тренировать то самое устало-пофигистичное выражение лица, с которым ему через десяток лет предстоит играть практически в каждом фильме.
Где-то с этих пор Брюс Уиллис и начал тренировать то самое устало-пофигистичное выражение лица, с которым ему через десяток лет предстоит играть практически в каждом фильме.

И главное, чего я так и не понял: "Где деньги, Зин"? В картину вбухали аж 75 млн. $ без затрат на маркетинг, но даже с учетом нехилых гонораров главных звезд (20 млн. Уиллис и 7 млн. Джексон) непонятно, на что была истрачена оставшаяся сумма денег. Ни одной из трех упомянутых в сюжете катастроф здесь так и не показали, а ту скромную "картинку", что мы наблюдаем весь фильм, многие режиссеры запросто снимают за какие-нибудь 8-10 миллионов.
Короче говоря, что-то тут не стыкуется и кто-то кого-то явно развёл, причем на кругленькую сумму.

***

В общем, трудно сказать, чем руководствовался Тарантино, когда поставил однажды это кино на двадцатое место в свой топ-20 лучших фильмов современности. Неужто за одну только удачную сценарную идею или же Квентин нашёл в "Неуязвимом" ещё что-то ценное? А, впрочем, не буду отрицать, что ничего подобного здесь нет. Тем более, что по сравнению с той пургой, которую Шьямалан погнал во второй половине 2000-х, "Неуязвимый" действительно выглядит интересно и свежо, хотя пересматривать это вялотекущее зрелище потянет явно немногих.

Трейлер фильма: