(Glass, 2019, США)
Что тут сказать, "Стекло" - один из самых показательных примеров блестящей работы киномаркетологов, устроивших ему грамотную рекламную кампанию. Потому что впарить зрителю пустышку за 20 миллионов $ и наварить на ней 12-кратную прибыль, тут, доложу я вам, без настоящей торгашеской жилки не обойтись. Также хороший стартовый пинок фильму дал успех предыдущей картины М. Найта Шьямалана "Сплит" (2017), чьим сиквелом является "Стекло". И не только его, но и попутно запоздалым сиквелом "Неуязвимого" (2001), благодаря чему объединяет обе эти истории в одну и завершает их. А вот насколько оригинальным и эффектным получилось то завершение, уже другой разговор. Вести который в культурном тоне, без нецензурной брани, будет довольно-таки сложно, но я постараюсь.
***Внимание! Далее будут спойлеры!***
Да, недолго музыка играла... Стоило М. Найту Шьямалану выйти из десятилетней творческой тоски и склепать пару добротных картин - "Визит" (2015) и уже упомянутый "Сплит", - как батарейки в его генераторе свежих идей опять сели. И он не придумал ничего лучше, как закруглить свою трилогию про "реальных сверхлюдей" банальнейшим способом - в духе каких-нибудь "Людей Икс" или, скорее, телесериала "Герои". То есть, вы не поверите, но опять всё свелось к тому, что в сюжете появляется некое могущественное Тайное Общество, которое оберегает человечество от появления в нём суперчеловеков вроде "неуязвимого" Дэвида Данна (Брюс Уиллис; в "Стекле" его зовут Надзиратель), "стеклянного" Элайджи Прайса (он же Мистер Стекло - Сэмюэл Л. Джексон) и "многоликого" Кевина Крамба (он же Орда - Джеймс МакЭвой).
И вот это откуда ни возьмись объявившееся Тайное Общество три четверти "Стекла" мурыжит трех героев предыдущих фильмов в застенках какой-то психушки. Где они влачат тоскливое существование, беседуя с психиатром, который желает убедить их, что они вовсе не "наполеоны", а обычные шизики. И в этом-то вся проблема, ведь никаких по-настоящему интересных событий за данное время не происходит вообще. Все "интересности" сунуты в завязку и развязку. А между ними простирается адская полуторачасовая тягомотина, где опять нам будут рассусоливать все те сюжетные факты, которые мы с прошлых фильмов и так отлично помним.
Но вот Мистеру Стекло, как самому умному из всех, удается закорешиться с Ордой, выманить наружу его самую дикую сущность - Зверя, - и оба задают из психушки деру. А что Надзиратель? Конечно, он тоже бежит - куда без него-то, ведь он и так полфильма (!) тупо провалялся на шконке, зевая и ничего не делая. Нет, правда, уж на что я ворчу на Брюса Уиллиса за его плоские нынешние роли, но в других фильмах его хотя бы заставляли шевелиться. "Стекло" же, судя по всему, войдет в историю самой ленивой ролью Брюса за всю его карьеру. Если, конечно, он не напряжется... или, вернее, не расслабится ещё больше и не побьет этот рекорд.
Впрочем, драпанула наша троица супермужиков недалече, потому что с антуражем для финальной битвы Шьямлан тоже решил не париться. Она разыграется... да, прямо напротив психушки. Кто именно пережил ту драку, а кто нет, я вам, правда, не скажу, чтобы не быть вконец гнусным спойлеристом. Замечу лишь, что планы Тайного Общества сохранить существование этих "людей игрек" в тайне провалились. И, вы опять-таки не поверите, всё из-за мерзкого... YouTube! Потому что туда "гениальный" Мистер Стекло залил видеозаписи драки Орды и Надзирателя, после чего миру открылась Истина и мир уже никогда не мог стать прежним... Прямо так, ни больше, ни меньше.
Вот вам смешно, а Шьямалан абсолютно серьезно верит в то, что пользователи YouTube сплошь доверчивые идиоты, которые всё принимают за чистую монету. Ну выложили туда эти ролики, и что с того? То есть никто в мире не усомнится в том, что они могут быть фейковыми и постановочными? Ха-ха! Да на YouTube, мистер М. Найт, и не такие чудеса видали, чтобы охреневать от нечетких видеозаписей мужика, который гнет руками дюймовую железную трубу и приподнимает, будто домкрат, от земли внедорожник.
***
В общем, М. Найт Шьямалан опять ускакал галопом в те постылые степи, откуда его с таким трудом недавно выгнали. Досадно, но, похоже, на создателе культового "Шестого чувства" пора ставить крест. Ведь глядеть на то как он теперь начнет закреплять коммерческий успех, делая франшизу "Ещё одни Люди Икс, эконом-вариант" - занятие столь же увлекательное, как наблюдать за засохшей мухой или сгоревшей спичкой.