Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Лязг во мраке. Джейми Ли Кертис в классике экшен-хоррора 90-х

("Вирус", Virus, 1999, США) Бедный, бедный Джон Бруно! И каким макаром тебя занесло в режиссуру? Ну строгал бы ты и дальше в Голливуде спецэффекты, чем занимался 15 лет до этого, за что был шестикратно номинирован со своей командой на Оскар и один раз даже его завоевал ("Бездна", 1989).
Ан нет, на рубеже тысячелетий Джон вдруг решил доказать миру, что умеет снимать блокбастеры не хуже своего бывшего босса Джеймса Кэмерона.
И доказал... вогнав компанию "Юниверсал" в одни из самых памятных для нее убытков. Хотя винить в прокатном фиаско "Вируса" надо все же не Бруно, а тех, кому стукнула в башку идея выделить на съемки, в общем-то, незамысловатого хоррора аж 75 млн. $. То есть всего на пять "лямов" меньше, чем стоил один из главных блокбастеров того года - "Мумия" Соммерса. При том, что давно было очевидно: на голливудских пажитях в высокобюджетных ужасах "рубят фишку" лишь Кэмерон и Спилберг. Эти двое могут - прочие нет. А Бруно вдобавок ко всему являлся в большом кино режиссером-дебю
Оглавление

("Вирус", Virus, 1999, США)

Бедный, бедный Джон Бруно! И каким макаром тебя занесло в режиссуру? Ну строгал бы ты и дальше в Голливуде спецэффекты, чем занимался 15 лет до этого, за что был шестикратно номинирован со своей командой на Оскар и один раз даже его завоевал ("Бездна", 1989).
Ан нет, на рубеже тысячелетий Джон вдруг решил доказать миру, что умеет снимать блокбастеры не хуже своего бывшего босса Джеймса Кэмерона.
И доказал... вогнав компанию "Юниверсал" в одни из самых памятных для нее убытков.

- Эй! Всем выйти из сумрака! Ну ладно - не всем. Ну ладно - можете не выходить. Как вы там вообще, в порядке?
- Эй! Всем выйти из сумрака! Ну ладно - не всем. Ну ладно - можете не выходить. Как вы там вообще, в порядке?

Хотя винить в прокатном фиаско "Вируса" надо все же не Бруно, а тех, кому стукнула в башку идея выделить на съемки, в общем-то, незамысловатого хоррора аж 75 млн. $. То есть всего на пять "лямов" меньше, чем стоил один из главных блокбастеров того года - "Мумия" Соммерса. При том, что давно было очевидно: на голливудских пажитях в высокобюджетных ужасах "рубят фишку" лишь Кэмерон и Спилберг. Эти двое могут - прочие нет. А Бруно вдобавок ко всему являлся в большом кино режиссером-дебютантом, что только увеличивало риски грядущего кинопроекта.

Увы - не пронесло. Хоррор-колосс за авторством никому не ведомого Бруно собрал по миру до смешного жалкие 30 миллионов. После чего напрочь выдохся и, утирая горючие слезы, потопал искать хоть какое-то финансовое утешение на VHS и телевидение.

Пройдет еще немного времени, и с такими же лицами они будут наблюдать за графиком падения кассовых сборов "Вируса".
Пройдет еще немного времени, и с такими же лицами они будут наблюдать за графиком падения кассовых сборов "Вируса".

- Зато мы снимали наш "морской" ужастик не в стерильных павильонах, а на борту настоящего судна, во! - заявляли создатели фильма не гордости ради, а пущего маркетинга для.
Истинная правда. Главной и единственной ареной здешнего побоища станут трюмы и палубы американского военного корабля "Генерал Вандерберг", загримированного под выдуманное русско-советское научно-исследовательское судно "Академик Владислав Волков" (ну или
не совсем выдуманное, если быть точным). Чья команда, по сюжету, работала на связи с космической станцией "Мир", откуда на "Волкова" и обрушится нежданно-негаданно очередное чудо-юдо космическое.

Хотя, с другой стороны, почему "нежданно"?
Давно ведь известно, что на самом деле космос чертовски тесен, что бы там ни твердили астрономы. А иначе как объяснить тот факт, что стоит лишь какой-нибудь очередной заразе начать летать по космосу, и вскоре она неминуемо сталкивается с Землей? Не верите - спросите у создателей "Хищника", "
Нечто", "Дня Независимости", "Скайлайна", "Тихого места", "Ловца снов", "5-й волны" и многих других историй про космическую заразу - с чего бы им врать-то?

Вот и в "Вирусе" злобное и бесформенное не-пойми-что вдруг атаковало станцию "Мир", а с нее прямо по каналу связи (Как именно? Не спрашивайте - просто "вжух" и всё) вторглось на "Волкова". Где тотчас всё засверкало молниями, заорало воплями да визгами и воцарился хаос, впрочем, вскоре оборвавшийся и перешедший в надпись на экране "7 дней спустя".

После этого фильма вы еще долго будете с опаской тыкать свою кофеварку палочкой, прежде чем включить ее.
После этого фильма вы еще долго будете с опаской тыкать свою кофеварку палочкой, прежде чем включить ее.

Так вот, семь дней спустя где-то в Тихом океане сквозь шторм прорывался буксир "Морская звезда", тянущий за собой огромную баржу. А баржа не придумала ничего умнее, как взять и затонуть, вмиг оставив капитана Эвертона (Дональд Сазерленд) разоренным.
Ну что за невезуха!
Но не всё оказалось столь уж мрачно. Выплывя в зону затишься - так называемый "глаз тайфуна", - Эвертон, его помощница Фостер (Джейми Ли Кертис) и прочие внезапно обнаружили, что неподалеку от них дрейфует тот самый "Академик Волков". Только установить с ним связь почему-то не удавалось, равно как заметить на нем хоть какое-нибудь шевеление. Да и выглядело судно явно потрепанным. Так, словно намедни на нем отшумела крышесносная вечеринка, обернувшаяся под конец погромом и массовым самоутоплением команды в океане.

Однако Эвертон, который и сам был в шаге от того, чтобы с горя застрелиться, тотчас воспрял духом. Еще бы, ведь, согласно международным законам, всяк, кто нашел в море бесхозное брошенное судно, мог отбуксировать его в порт и получить за него солидное вознаграждение. Дело было за малым: убедиться в том, что "Академик Волков" действительно пуст, и взять его на буксир.

То, что ничего у Эвертона не выйдет и халява обернется для всех еще большей бедой, мы и не сомневались - не зря же нам показали столь недвусмысленный пролог. Но экипаж "Морской звезды" ни о чем таком, а тем паче злом и инопланетном, пока и близко не догадывался. Поэтому с радостными криками перебрался на "Академика Волкова" и айда шариться по нему, как у себя дома.
А в это время из мрачной утробы судна к незванным гостям уже ползло нечто, по сравнению с которым кусачие щупальца из
"Подъема с глубины" и призраки из "Корабля-призрака" покажутся всем мимишными котятами...

В роли российского судна "Академик Владислав Волков" - американский "Генерал Ванденберг", корабль слежения, списанный в 2008-м и ныне затопленный.
В роли российского судна "Академик Владислав Волков" - американский "Генерал Ванденберг", корабль слежения, списанный в 2008-м и ныне затопленный.

***

В общем, что бы там ни бухтели критики в далеком 99-м, но время всё расставило на свои места. И на VHS-фронте, где любителей хорроров всегда тусовалось гораздо больше, чем в кинотеатрах, "Вирусу" оказали более достойный и теплый прием. Тем паче в плане спецэффектов оскароносец Бруно ожидаемо не подкачал. Биотехномонстры в его фильме по-настоящему страшные, а творимые ими членовредительства заклеймили возрастным рейтингом "18+" абсолютно заслуженно.

Поэтому в связи со всем вышесказанным можно резюмировать: "Вирус" - тоже вполне заслуженная классика ужасов 90-х, не забытая и поныне. Которую можно любить, можно не любить, но не знать о ней всем любителям жанра никак нельзя. Так же как поклонникам Джейми Ли Кертис, пускай она и признавалась, что считает эту свою роль наихудшей из всех - ну тоже какое-никакое, а карьерное достижение.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):