Найти в Дзене
машина

Молотовец, Гвардеец, Медведь… Какие имена хотели дать советским машинам в 1947 году?

Во второй половине 1940-х годов два слова из привычного лексикона граждан Советского Союза приобрели новые значения и стали прочно отождествляться с автомобилями. Слова эти, как нетрудно догадаться, – «Москвич» и «Победа». Однако совершенно неизвестный факт заключается в том, что в 1947 году дать собственные имена планировали абсолютно всем выпускавшимся и только планировавшимся к производству советским автомобилям! Причем вопрос этот решался на самом высоком правительственном уровне: в нашем домашнем архиве хранится копия проекта наименований, которые Министр автомобильной промышленности Союза ССР Степан Акопов направил на утверждение лично товарищу Сталину! Итак, что это были за наименования? А сейчас расскажем!

«Полуторку» ГАЗ-ММ, на производстве которой специализировался Ульяновский автозавод, предлагалось назвать «Волжанин». На этом фото показан модернизированный вариант «полуторки», который разработали в Ульяновске, но к производству в итоге не приняли.
«Полуторку» ГАЗ-ММ, на производстве которой специализировался Ульяновский автозавод, предлагалось назвать «Волжанин». На этом фото показан модернизированный вариант «полуторки», который разработали в Ульяновске, но к производству в итоге не приняли.
Только что освоенный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 хотели сделать «Молотовцем» – ведь вспомним, что сам автозавод в Горьком как раз носил в то время имя В.М. Молотова. ГАЗ-51 на этом фото – самых первых выпусков, еще с деревометаллической кабиной.
Только что освоенный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 хотели сделать «Молотовцем» – ведь вспомним, что сам автозавод в Горьком как раз носил в то время имя В.М. Молотова. ГАЗ-51 на этом фото – самых первых выпусков, еще с деревометаллической кабиной.
Полноприводный ГАЗ-63 (на момент 1947 года – еще опытный) предлагалось назвать «Гвардейцем», поскольку значительной части сходящих с конвейера машин предстояло отправляться на армейскую службу.
Полноприводный ГАЗ-63 (на момент 1947 года – еще опытный) предлагалось назвать «Гвардейцем», поскольку значительной части сходящих с конвейера машин предстояло отправляться на армейскую службу.
Для внедорожника ГАЗ-67Б придумали какое-то уж очень банальное имя – «Вездеход»…
Для внедорожника ГАЗ-67Б придумали какое-то уж очень банальное имя – «Вездеход»…
А для новейшего внедорожника ГАЗ-69 предложили название «Колхозник». В оригинале документа это название от руки переправлено на «Колхозный». На фото, кстати, показан еще опытный образец ГАЗ-69. Годом позже машину решили назвать «Тружеником», но в итоге тоже не срослось...
А для новейшего внедорожника ГАЗ-69 предложили название «Колхозник». В оригинале документа это название от руки переправлено на «Колхозный». На фото, кстати, показан еще опытный образец ГАЗ-69. Годом позже машину решили назвать «Тружеником», но в итоге тоже не срослось...
Для выпускаемой на Уральском автозаводе им. Сталина «трехтонки» ЗИС-5В хотели принять имя «Урал». В конце документа вручную подписано: «ЗИС-5 сам. – Строитель» (имелась в виду самосвальная модификация).
Для выпускаемой на Уральском автозаводе им. Сталина «трехтонки» ЗИС-5В хотели принять имя «Урал». В конце документа вручную подписано: «ЗИС-5 сам. – Строитель» (имелась в виду самосвальная модификация).
Лимузин ЗИС-110 мог стать «Кремлём». Но в документе сделаны поправки (неужто, самим товарищем Сталиным?!): название «Сталинец», изначально адресованное в проекте грузовику ЗИС-150, обведено в кружочек, а стрелочка от этого кружочка подведена аккурат к ЗИС-110.
Лимузин ЗИС-110 мог стать «Кремлём». Но в документе сделаны поправки (неужто, самим товарищем Сталиным?!): название «Сталинец», изначально адресованное в проекте грузовику ЗИС-150, обведено в кружочек, а стрелочка от этого кружочка подведена аккурат к ЗИС-110.
ЗИС-150 производства Московского автозавода им. Сталина, как уже говорилось, было предложено сделать «Сталинцем». Но поскольку это имя забрали для лимузина, рядом с грузовиком появилась приписка с новым названием «Русь».
ЗИС-150 производства Московского автозавода им. Сталина, как уже говорилось, было предложено сделать «Сталинцем». Но поскольку это имя забрали для лимузина, рядом с грузовиком появилась приписка с новым названием «Русь».
А это – ДАЗ-150: вариация автомобиля ЗИС-150, которую намечали делать на Днепропетровском автозаводе. Машину наметили назвать «Днепром» (в документе написано «Днипр» – на украинский манер, но русскими буквами). К сожалению, в последний момент завод перепрофилировали, быть автомобильным он перестал. И это был не единичный случай потери автозаводов советской автомобильной промышленностью того времени…
А это – ДАЗ-150: вариация автомобиля ЗИС-150, которую намечали делать на Днепропетровском автозаводе. Машину наметили назвать «Днепром» (в документе написано «Днипр» – на украинский манер, но русскими буквами). К сожалению, в последний момент завод перепрофилировали, быть автомобильным он перестал. И это был не единичный случай потери автозаводов советской автомобильной промышленностью того времени…
Ну а ЗИС-150 для выпуска на Кутаисском автозаводе должен был стать «Колхидой». Как мы знаем, впоследствии тягачи марки КАЗ именно это имя и получили. Грузовики ЗИС-150 грузинского производства отличались от своих московских собратьев выштамповкой с названием завода на откидных боковинках капота.
Ну а ЗИС-150 для выпуска на Кутаисском автозаводе должен был стать «Колхидой». Как мы знаем, впоследствии тягачи марки КАЗ именно это имя и получили. Грузовики ЗИС-150 грузинского производства отличались от своих московских собратьев выштамповкой с названием завода на откидных боковинках капота.
Напротив марки ЗИС-151 написано название «Родина». По хорошо известной легенде «Родиной» чуть раньше могла стать горьковская М-20, но стала в итоге «Победой».
Напротив марки ЗИС-151 написано название «Родина». По хорошо известной легенде «Родиной» чуть раньше могла стать горьковская М-20, но стала в итоге «Победой».
А дизель-электрический вагонный автобус ЗИС-154 должен был стать «Столицей».
А дизель-электрический вагонный автобус ЗИС-154 должен был стать «Столицей».
Для ярославского грузовика ЯАЗ-200 выбрали имя «Медведь». Что не удивительно, если вспомнить, что капоты ЯАЗов украшала именно фигурка медведя.
Для ярославского грузовика ЯАЗ-200 выбрали имя «Медведь». Что не удивительно, если вспомнить, что капоты ЯАЗов украшала именно фигурка медведя.
А для такой же машины, дублирующий выпуск которой планировалось развернуть в Минске (МАЗ-200), предложили название «Беларусь». Оно, впрочем, было зачеркнуто, вместо него подписано «Зубр».
А для такой же машины, дублирующий выпуск которой планировалось развернуть в Минске (МАЗ-200), предложили название «Беларусь». Оно, впрочем, было зачеркнуто, вместо него подписано «Зубр».
Самосвал ЯАЗ-205 мог стать «Строителем». Но и это название зачеркнуто, вместо него написано «Зубр» – вероятно, из тех соображений, что сборку самосвалов все равно решили производить только на МАЗе. Но и слово «Зубр» затем снова зачеркнуто и заменено на «Беларусь». На этом фото, кстати, именно ярославский самосвал ЯАЗ-205.
Самосвал ЯАЗ-205 мог стать «Строителем». Но и это название зачеркнуто, вместо него написано «Зубр» – вероятно, из тех соображений, что сборку самосвалов все равно решили производить только на МАЗе. Но и слово «Зубр» затем снова зачеркнуто и заменено на «Беларусь». На этом фото, кстати, именно ярославский самосвал ЯАЗ-205.
А перспективные тяжелые грузовики ЯАЗ-210 могли получить имя «Витязь».
А перспективные тяжелые грузовики ЯАЗ-210 могли получить имя «Витязь».
Наконец дизельный грузовик НАЗ-253 предложили назвать «Сибиряком». Многострадальная машина! Разработали ее в Москве как УльЗИС-НАТИ-253, планируя выпускать в Ульяновске. Когда Ульяновский автозавод им. Сталина решили переориентировать на выпуск грузовиков ГАЗ-ММ, документацию на модель «253» отдали в Новосибирск, где начали возводить Новосибирский автозавод мощностью 100 тысяч грузовиков в год. Но почти достроенный, но еще не запущенный НАЗ осенью 1948 года внезапно ликвидировали, организовав на его базе завод химических концентратов, которые были жизненно необходимы Советскому Союзу для создания атомной бомбы…
Наконец дизельный грузовик НАЗ-253 предложили назвать «Сибиряком». Многострадальная машина! Разработали ее в Москве как УльЗИС-НАТИ-253, планируя выпускать в Ульяновске. Когда Ульяновский автозавод им. Сталина решили переориентировать на выпуск грузовиков ГАЗ-ММ, документацию на модель «253» отдали в Новосибирск, где начали возводить Новосибирский автозавод мощностью 100 тысяч грузовиков в год. Но почти достроенный, но еще не запущенный НАЗ осенью 1948 года внезапно ликвидировали, организовав на его базе завод химических концентратов, которые были жизненно необходимы Советскому Союзу для создания атомной бомбы…

Как мы знаем, ни одно из здесь предложенных названий так и не было утверждено, и абсолютно все эти автомобили официально остались «безымянными». Скажу прямо, что не знаю истинных причин, почему так вышло – документов с резолюциями на эту тему видеть не доводилось. Но по большому счету – это даже хорошо, поскольку большинство из предлагавшихся названий сложно назвать удачными. Да и попытки дать разные имена нескольким модификациям внутри одного семейства – это тоже перебор: в народе такой «винегрет» никогда бы не прижился. Но ничуть не лучше и то, что в.дальнейшем грузовым автомобилям в СССР вообще перестали пробовать давать хоть какие-нибудь собственные имена. Вот вечно так у нас – из одной крайности в другую…

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,
СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова.
Использованы фото из архивов Дмитрия Дашко, Константина Лосевского, Николая Маркова, Ивана Падерина, Максима Шелепенкова.