Самолет, который мог бы взлетать и садиться не требуя взлетно-посадочной полосы. В середине прошлого века многие мировые компании пытались создать такое устройство. Начиная с 1954 года французский производитель двигателей SNECMA разрабатывал, а в 1956 году создавал серию экспериментальных испытательных аппаратов, получивших общее название Atar Volant («Летающий Атар»).
Особенностью этих моделей было применение кольцеобразного крыла, которое предполагалось использовать как внешний контур прямоточного двигателя (сверхзвуковые конструкции), или как канал для соосных винтов (дозвуковые модели). Интересным фактом можно отметить то, что разработки не велись «с нуля», а являлись продолжением исследований германских военных инженеров, начавших их еще во времена Второй мировой.
Из четырех построенных аппаратов Atar Volant, особенно интересны два последних (модель и летающий образец) - Snecma С.450 «Coleoptere» ("Жук"). После этого устройства за всеми подобными аппаратами (вертикально-взлетающими самолетами с крылом, имеющим правильную кольцевую форму) закрепилось название - колеоптеры.
Конструкция Snecma С.450 представляла собой цельнометаллический фюзеляж, с носовым обтекателем заостренной формы, который, расширяясь, переходил в кабину пилота. За исключением фонаря с обтекателем, фюзеляж имел цилиндрическою форму, оканчивающийся соплом турбореактивного двигателя. На фюзеляж монтировались четыре плоскости, внутри которых были трубы отводящие воздух к рулевым элементам, закрепленным на крыле.
Кольцевое крыло тоже было почти цилиндрическим, с размещенными у задней кромки четырьмя стабилизаторами. Рядом со стабилизаторами располагались шахты с амортизаторами стоек шасси. Применение такого крыла позволяло получать нужную подъемную силу, а габариты самолета оказывались намного меньше традиционных, «крылатых», конструкций.
Характеристики Snecma «Coleoptere» C.450 таковы: размах крыла — четыре с половиной метра, диаметр три метра двадцать сантиметров, длина восемь метров. Масса взлетная три тысячи кг, максимальная скорость до восьмисот км/ч. Двигатель использовался турбореактивный Snecma Atar 101Е, с тягой три тысячи семьсот кгс. Экипаж составлял один человек.
SNECMA C.450-01 полностью был готов в 1958 году, и в том же году прошли вначале наземные, а затем и воздушные испытания. Первый полет необычного аппарата произведен 2.05.1958 (в режиме "взлет-зависание"), и всего он совершил восемь удачных полетов. Девятый, совершенный 25.06.1959, завершился катастрофой. Летчик-испытатель Огуст Морель получил повреждения позвоночника, хоть и успел катапультироваться, а «кольцекрылый» самолет разбился и сгорел.
Расследование показало, что причинами явились не системы самолета и особенности крыла, а совокупность недостатка контрольных приборов и отсутствие визуальных ориентиров, однако все последующие исследования и разработки были прекращены, несмотря на готовые к реализации проекты сверхзвукового штурмовика и дозвукового пассажирского самолета.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!