Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Mitsubishi A6M5 Zero Model 52 Истребитель-бомбардировщик.

Попытки использовать истребители не по назначению, а именно как суррогатные бомбардировщики и штурмовики, существуют столько, сколько существуют сами истребители.

Самая известная фотография Зеро истребителя-бомбардировщика. A6M2 201 корпуса. 25 октября 1944 года. Мабалакат. По легенде - первый вылет "Камикадзе". Причем результативный. Хорошо видна подвеска бомбы на пилоне Type 97.  * Фото из открытых источников.
Самая известная фотография Зеро истребителя-бомбардировщика. A6M2 201 корпуса. 25 октября 1944 года. Мабалакат. По легенде - первый вылет "Камикадзе". Причем результативный. Хорошо видна подвеска бомбы на пилоне Type 97. * Фото из открытых источников.

Естественно никакой истребитель не заменит классический "бомбовоз": нет соответствующего прицельного оборудования, бомбовая нагрузка другого порядка, но были и очевидные плюсы: даже с бомбой, истребитель быстрее специализированного тактического штурмовика-бомбардировщика, а в случае опасности, избавившись от бомбовой нагрузки, вполне может за себя постоять. Классический пример - "американский кабан" P-47 Thunderbolt. Немецкие штурмовые подразделения в массовом порядке пересели с "Штук" на Fw-190. Англичане в Бирме повально пересадили подразделения, вооруженные Bristol Blenheim на Hawker Harricane IIC.

Взлет A6M2 с палубы Junyo. Хорошо видна подвеска двух бомб калибра вероятно 60 кг под крыльями. Трук. Январь 1943.  * Фото из открытых источников.
Взлет A6M2 с палубы Junyo. Хорошо видна подвеска двух бомб калибра вероятно 60 кг под крыльями. Трук. Январь 1943. * Фото из открытых источников.

У японцев, традиционно, был свой извилистый путь. Первые попытки использовать единственный и неповторимый флотский истребитель A6M Zero в качестве суррогатного истребителя-бомбардировщика датируются 43-м годом. Например атака 7 июня 1943 двадцати четырех Зеро 204 корпуса (из них восемь - с 60-ти килограммовыми бомбами) американского аэродрома на островах Рассела, единственным осязаемым результатом которой была потеря трех Зеро.

Вероятно, самодеятельность закончилась в 1944 году, когда переоборудование Зеро в истребители-бомбардировщики перестало быть "кружком умелые руки" и приняло промышленные масштабы, ибо в японских документах все чаще упоминаются Зеро-бомбардировщики. Например, 7 апреля 1944 года американские P-40 из 51 группы над Наньнином безответно сбивают аж восемь Зеро с бомбами.

Вот примерно так располагалась бомба под брюшком Зеро.  Маркировка соответствует ФАБ.  * Фото из открытых источников.
Вот примерно так располагалась бомба под брюшком Зеро. Маркировка соответствует ФАБ. * Фото из открытых источников.

Заводская модификация Зеро, что A6M2, что A6M5,позволяла подвешивать под брюшком на "клыках" 500-фунтовую бомбу (вернее у самой часто применяемой бронебойной бомбы Type 99 - 248,7 кг), крыльевые ПТБ обеспечивали сохранение приемлемой дальности полета.

A6M2 в заводском варианте истребителя бомбардировщика. Хорошо видны "клыки" подвески бомбы.  * Фото из открытых источников.
A6M2 в заводском варианте истребителя бомбардировщика. Хорошо видны "клыки" подвески бомбы. * Фото из открытых источников.

Первым по настоящему массовым использованием Зеро, как истребителей-бомбардировщиков, вероятно стала Битва в Филиппинском море 19-20 июня 1944 года, закончившаяся для японцев немножко плохо. Из 441 наличных палубных самолетов (из них 72 истребителей бомбардировщиков А6M ) на начало сражения, адмирал Одзава привез домой только 35. Ну и минус три авианосца. Потери на островных аэродромах - отдельная грустная история. Американцы отделались единичным попаданием в линкор South Dakota и потерей 129 самолетов, из которых 80 сами благополучно утопили на ночной посадке.

Взлет A6M5 166 полка 653 корпуса. Оита. Сентябрь 1944 года.  Различных источники относят борт именно к истребительно-бомбардировочной модификации. * Фото из открытых источников.
Взлет A6M5 166 полка 653 корпуса. Оита. Сентябрь 1944 года. Различных источники относят борт именно к истребительно-бомбардировочной модификации. * Фото из открытых источников.

А апогеем же использования Зеро-бомбардировщиков была битва за Филиппины, начавшаяся в октябре 1944. Описаний вылетов Зеро-бомбардировщиков того периода - масса, в которых реальными являются только значительные, переходящие в катастрофические, потери. Причем, по немногочисленным имеющимся фото, можно сказать, что для подвески бомб, стали использовать стандартный пилон Type 97, так же отмечено использование 1000-фунтовых бомб Type 2.

A6M5 c "полутонной" бомбой Type 2. По легенде Филиппины, 1944-45.  * Фото из открытых источников.
A6M5 c "полутонной" бомбой Type 2. По легенде Филиппины, 1944-45. * Фото из открытых источников.

Естественно, поскольку Зеро с бомбой - абсолютно готовый член "клуба самоубийц" (они же Камикадзе, они же Tokkotai), применение Зеро для подобных целей расцвело пышным цветом именно с битвы за Филиппины. Но это отдельная большая история.

Наш герой - вероятно, как раз участник тех самых Филиппинских событий.

 A6M5 166 полка 653 корпуса. Оита. Сентябрь 1944 года. Тот самый прототип модели. * Фото из открытых источников.
A6M5 166 полка 653 корпуса. Оита. Сентябрь 1944 года. Тот самый прототип модели. * Фото из открытых источников.

166 полк (Hikotai) 653 корпуса (Kokutai), состоявший из 48 истребителей-бомбардировщиков A6M5. Фото датируется сентябрем 1944. Авиабаза Оита. Метрополия.

Доработки интерьера. *Фото из личной коллекции.
Доработки интерьера. *Фото из личной коллекции.

Подразделение ждали бои над Формозой и Филиппинами. 15 ноября 1944 года, из-за понесенных потерь, 653 корпус расформирован. В общем, все умерли (с).

*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.
*Фото из личной коллекции.

Модель собиралась из такого достаточно древнего набора от Hasegawa:

* Фото из открытых источников.
* Фото из открытых источников.

Минусы модели известны: ниши шасси около-нулевой глубины и спартанский интерьер кабины пилота, Ну плюс дубовая декаль.

Дополнения из белого металла (пилон подвески и бомбу), удваивающие стоимость модели, можно свободно выбрасывать. Поэтому, не стоит оно того. Хочется A6M5 истребитель-бомбардировщик? Возьмите Tamiya или Fine Molds. Японские 500-фунтовые бомбы не есть редкость в различных наборах, подвес- ручками, декаль можно набрать, купить, отобрать.

Нервы точно сэкономите.

Благодарю за внимание.