Попытки использовать истребители не по назначению, а именно как суррогатные бомбардировщики и штурмовики, существуют столько, сколько существуют сами истребители.
Естественно никакой истребитель не заменит классический "бомбовоз": нет соответствующего прицельного оборудования, бомбовая нагрузка другого порядка, но были и очевидные плюсы: даже с бомбой, истребитель быстрее специализированного тактического штурмовика-бомбардировщика, а в случае опасности, избавившись от бомбовой нагрузки, вполне может за себя постоять. Классический пример - "американский кабан" P-47 Thunderbolt. Немецкие штурмовые подразделения в массовом порядке пересели с "Штук" на Fw-190. Англичане в Бирме повально пересадили подразделения, вооруженные Bristol Blenheim на Hawker Harricane IIC.
У японцев, традиционно, был свой извилистый путь. Первые попытки использовать единственный и неповторимый флотский истребитель A6M Zero в качестве суррогатного истребителя-бомбардировщика датируются 43-м годом. Например атака 7 июня 1943 двадцати четырех Зеро 204 корпуса (из них восемь - с 60-ти килограммовыми бомбами) американского аэродрома на островах Рассела, единственным осязаемым результатом которой была потеря трех Зеро.
Вероятно, самодеятельность закончилась в 1944 году, когда переоборудование Зеро в истребители-бомбардировщики перестало быть "кружком умелые руки" и приняло промышленные масштабы, ибо в японских документах все чаще упоминаются Зеро-бомбардировщики. Например, 7 апреля 1944 года американские P-40 из 51 группы над Наньнином безответно сбивают аж восемь Зеро с бомбами.
Заводская модификация Зеро, что A6M2, что A6M5,позволяла подвешивать под брюшком на "клыках" 500-фунтовую бомбу (вернее у самой часто применяемой бронебойной бомбы Type 99 - 248,7 кг), крыльевые ПТБ обеспечивали сохранение приемлемой дальности полета.
Первым по настоящему массовым использованием Зеро, как истребителей-бомбардировщиков, вероятно стала Битва в Филиппинском море 19-20 июня 1944 года, закончившаяся для японцев немножко плохо. Из 441 наличных палубных самолетов (из них 72 истребителей бомбардировщиков А6M ) на начало сражения, адмирал Одзава привез домой только 35. Ну и минус три авианосца. Потери на островных аэродромах - отдельная грустная история. Американцы отделались единичным попаданием в линкор South Dakota и потерей 129 самолетов, из которых 80 сами благополучно утопили на ночной посадке.
А апогеем же использования Зеро-бомбардировщиков была битва за Филиппины, начавшаяся в октябре 1944. Описаний вылетов Зеро-бомбардировщиков того периода - масса, в которых реальными являются только значительные, переходящие в катастрофические, потери. Причем, по немногочисленным имеющимся фото, можно сказать, что для подвески бомб, стали использовать стандартный пилон Type 97, так же отмечено использование 1000-фунтовых бомб Type 2.
Естественно, поскольку Зеро с бомбой - абсолютно готовый член "клуба самоубийц" (они же Камикадзе, они же Tokkotai), применение Зеро для подобных целей расцвело пышным цветом именно с битвы за Филиппины. Но это отдельная большая история.
Наш герой - вероятно, как раз участник тех самых Филиппинских событий.
166 полк (Hikotai) 653 корпуса (Kokutai), состоявший из 48 истребителей-бомбардировщиков A6M5. Фото датируется сентябрем 1944. Авиабаза Оита. Метрополия.
Подразделение ждали бои над Формозой и Филиппинами. 15 ноября 1944 года, из-за понесенных потерь, 653 корпус расформирован. В общем, все умерли (с).
Модель собиралась из такого достаточно древнего набора от Hasegawa:
Минусы модели известны: ниши шасси около-нулевой глубины и спартанский интерьер кабины пилота, Ну плюс дубовая декаль.
Дополнения из белого металла (пилон подвески и бомбу), удваивающие стоимость модели, можно свободно выбрасывать. Поэтому, не стоит оно того. Хочется A6M5 истребитель-бомбардировщик? Возьмите Tamiya или Fine Molds. Японские 500-фунтовые бомбы не есть редкость в различных наборах, подвес- ручками, декаль можно набрать, купить, отобрать.
Нервы точно сэкономите.
Благодарю за внимание.