Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Знаковые автомобили КАМАЗ. КАМАЗ-53212.

В августе 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР исключило из семейства камских грузовиков 8 морально устаревших моделей. Вместо них был запланирован запуск в производство 6 новых. Среди этих 6 моделей – бортовой автомобиль повышенной грузоподъемности КАМАЗ-53212. В декабре 1978 года на КАМАЗе был начат его серийный выпуск.

-2

Вот как об этом писала рязанская газета «Приокская правда» от 14 февраля 1979 года.

-3

А вот так об этом событии рассказывала газета «Труд» от 21 декабря 1978 года.

-4

Вы обратили внимание про упоминание в статье о спальном месте в кабине? Водители говорили, что интерьер кабины КАМАЗ-53212 в то время был одним из лучших в Советском Союзе не только среди грузовиков, но и среди легковых автомобилей.

-5
-6
-7
-8

Внизу краткая техническая характеристика автомобиля, опубликованная в 6 номере журнала «За рулём» за 1979 год.

-9

КАМАЗ-53212 выпускался в период с 1978 по 2010 годы. В первый год было изготовлено 10 автомобилей. Самое большое количество в год было произведено в 1989 году, когда было выпущено 9 862 грузовика. Всего за более чем 30-летнее серийное производство с главного сборочного конвейера КАМАЗа сошли 109 295 автомобилей КАМАЗ-53212.

-10
-11

Не секрет, что когда в 1976 году первые камазовские грузовики КАМАЗ-5320 пошли на экспорт в страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), то зарубежные партнёры сразу же стали просили увеличить их грузоподъемность. Именно из-за своей повышенной грузоподъемности и стал знаменит этот автомобиль. Благодаря ей он вошёл в историю отечественного автомобилестроения.

-12
-13

Стоит сказать, что сроки на проектирование и изготовление оснастки для автомобиля КАМАЗ-53212 были сжатыми до предела. КАМАЗ-53212 – это усовершенствованная модель 5320. Около 90% в новом автомобиле – это узлы и детали предыдущей модели. Камазовские конструкторы для нового автомобиля разработали 251 оригинальную модель и 128 узлов. Конечно, это не так уж и много по сравнению с тем, сколько деталей использовали от предыдущей модели. Но, по-другому в то время конструкторы работать не могли. Они должны были принимать о внимание единую унификацию для всего семейства автомобилей КАМАЗ. Этот принцип единообразия был заложен в 1960-х годах Кригером Анатолием Маврикиевичем – главным конструктором ЗИЛа и разработчиком всех моделей автомобилей КАМАЗ. Камазовские конструкторы в середине 1970-х годов для нового бортового тягача внесли серьёзные изменения в тормозную систему (ширина тормозных колодок увеличилась до 140 мм) и рулевое управление. Из-за того, что грузовая платформа автомобилей была увеличена до 6100 мм, то бортовые тягачи КАМАЗ-53212 получили название «длиннобазные автомобили». Удлинение базы потребовало увеличить прочность конструкции автомобиля. Прежде всего, лонжероны рамы были изготовлены из высокопрочной стальной полосы толщиной 8 мм. Передний борт был изготовлен из более толстого листа, и увеличен по высоте. Были усилены основание и пол платформы, усилены задние рессоры и места их крепления. Стали прочнее балки среднего и заднего ведущих мостов.

-14

КАМАЗ-53212 мог брать в кузов груз до 10 тонн под тентом объемом 32 кубических метра. Вместе с прицепом грузоподъемность автопоезда вырастала до 21 тонны. Внизу на фотографии КАМАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350. Кстати, автомобиль был оборудован специальным беззазорным буксирным прибором типа «шкворень-петля», который ограничивал «вихляние» прицепа, исключал рывки и динамические нагрузки в сцепке, позволял автопоезду безопасно двигаться на высокой скорости.

-15

КАМАЗ-53212 мог везти и гораздо больший груз. Посмотрите, как выглядел камазовский автопоезд с двумя прицепами.

-16
-17

Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-53212 предназначался для перевозки разнообразных грузов. Грузовик колесил по территории огромной страны. Эксплуатировался везде, где только можно, на равнинах и в горной местности. Хорошо себя зарекомендовал и в морозы от -40 градусов и в жару до +40 градусов Цельсия. Этот автомобиль заслужил репутацию неприхотливого и надёжного грузовика. КАМАЗ-53212 полностью оправдал себя и с экономической точки зрения.

Посмотрите письмо Круглова М. – заместителя Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике Коломникову В.П. – заместителю Министра автомобильной промышленности СССР от 29 марта 1979 года.

-18

В декабре 1983 года автомобилю КАМАЗ-53212 был присвоен Знак качества.

КАМАЗ-53212 в 1980-х годах активно демонстрировался на многочисленных международных выставках.

-19

Известно, что в июле 1985 года КАМАЗ-53212 со съемным кузовом, изготовленным Ставропольским заводом, демонстрировался на ВДНХ Украинской ССР, а в июле 1988 года (т.е. спустя 10 лет после начала серийного выпуска!!!) он был показан на международной выставке «Спецавтотранспорт» в Москве.

Внизу заметка из газеты «Знамя Коммунизма» от 19 августа 1982 года, которая рассказывает об участи камазовского грузовика на выставке в Колумбии.

-20

Примечательно также, что когда в феврале 1982 года был изготовлен 300 000 автомобиль, то именно КАМАЗ-53212 стал этим самым юбиляром.

Подробнее о том, кому достался 300 000 автомобиль КАМАЗ писал здесь – https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/bolshoi-priz-kamaza-ili-kto-poluchil-300-000-avtomobil-kamaz-5fabe21ed59a05137bc951ee

Какие ещё факты связаны с легендарным автомобилем?

-21

Известно, что в декабре 1984 года на главном сборочном конвейере КАМАЗа стали собирать КАМАЗ-53212 с алюминиевым кузовом, а первые опытные образцы проходили испытания в 1979-1980 годах.

-22
-23

Об этом была опубликована информация в газете «Огни Мангышлака» от 7 июня 1980 года.

-24

На базе шасси автомобиля КАМАЗ-53212 была создана «школа на колёсах». Подробности здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/avtoklass-na-baze-avtomobilia-kamaz53212-5fe2f8e0dd254a6b861e905e

-25

Осенью 1992 года КАМАЗ-53212 был передан в дар Соловецкому мужскому монастырю. Об этом свидетельствует приказ генерального директора КАМАЗа от 21 сентября 1992 года.

-26

В середине 1990-х годов на базе автомобиля КАМАЗ-53212 фирмой РИАТ был создан дом для дальнобойщиков. Об этом рассказывало издание «Казанский автосалон» в марте 1995 года.

-27

В заключение рассказа посмотрите два значка, посвящённые выпуску автомобиля КАМАЗ-53212, которые хранятся в Музее КАМАЗа.