Как известно, СССР накануне войны прилагал громадные усилия чтобы нарастить численность своей авиации.
Хотя изначально никакого бурного роста числа самолетов в советских ВВС не предусматривалось.
В октябре 1939 г. численность ВВС определялась как достаточная, только предусматривалось ее перевооружение на новую материальную часть.
С началом советско-финской войны было решено увеличить численность ВВС с 230 тыс. человек до 291,2 тыс.
Предполагалось получить от промышленности в первом полугодии 1940 г. 5 405 самолетов для ВВС, а для НКО были 287 машин. До 1 июля для укомплектования строевых частей, учебных заведений, формирования резервных полков и пополнения убыли на фронте требовалось 2848 самолетов. Предполагалось, что выйдут из строя 800 боевых самолетов ДБ-3, СБ, И-16 и И-163 и машины старых типов.
В учебные заведения отправляли самолеты старых серий из округов. На их место шла материальная часть.
После поражения Франции и ошибочной завышенной оценки возможностей гитлеровской авиапромышленности срочно форсировали развитие авиационной индустрии. Спешно принимали на вооружение самолеты новых типов. Всего выпустили 1540 самолетов новых конструкций, но успели обучить только 208 экипажей.
Во втором полугодии 1940 г. ВВС Красной Армии должны были потребоваться 10 188 машин (боевых - 7524, учебных, тренировочных и связных - 2439, транспортных - 225). В 1941 г. потребность определялось в 18 996 машин, а на 1942 г. - 20 299.
По расчетам за год ведения боевых действий планировали потерять 20 000 человек комсостава ВВС в боевых частях и 1 000 в тыловых. Техсостава планировали потерять в боевых частях 500 человек, в тыловых - 1 500. Младшего начсостава и рядового планировали потерять 185 000.
На 1 января 1941 г. насчитывалось 29 869 самолетов, включая неисправные. Фронтовая авиация насчитывала 14 954 самолета и 147 тяжелых бомбардировщиков в резерве. Тыловой авиации было 11 438 самолетов и 3 330 машин в резерве. По мобплану 1941 г. потребность ВВС определялась в 32 628 самолетов. Некомплект с учетом резерва составлял на начало года 13 626 самолетов (7390 по фронтовой авиации и 6236 по тыловой).
Численность личного состава (без ВУЗов) по мобилизации должна была вырасти до 536 894 человек. Предполагалось развернуть 343 авиаполка с 32 628 самолетами (22 171 в строю и 10 457 во вспомогательной авиации и вузах).
Но войну встретили авиаполки старого формирования, так как из 108 новых авиаполков, которые должны были быть сформированы в первой половине 1941 г. удалось закончить формирование только 19-ти и то 13 из них были дальнебомбардировочными.
На тот момент по мобплану был некомплект 13 626 самолетов, но нужно было провести перевооружение ряда частей на новую технику и восполнять потери в ходе войны. По другим данным для укомплектования ВВС Красной Армии требовалось 20 607 самолетов.
Слабостью советской авиации была их новая структура, причем план боевых действий строился с учетом тех сил, которые еще нужно было создать.
В 1940 г. отказались от авиационных армий, подчинили 84,2 % всех боевых самолетов командованию фронтов и армий. Дальние бомбардировщики формально включили в авиакорпуса Главного командования (13,5 % всех боевых самолетов), хотя они остались в оперативном подчинении командования приграничных военных округов. Это привело к децентрализованному применению авиации.
У немцев, наоборот, авиация не подчинялась общевойсковому командованию, а только с ним взаимодействовала будучи сведена в крупные оперативно-стратегические воздушные флоты.
Были проблемы с обучением пилотов в августе 1940 г. комиссия НКО выявила, что в проинспектированных 7 полках высокая аварийность, слабая дисциплина, низкий уровень летной, штурманской, оперативно-тактической и огневой подготовки.
Зимой не летали потому что не хватало горючего и не хватало техники для расчистки взлетных полос от снега, а также из-за неблагоприятных погодных условий.
В Западном Особом военном округе даже на земле пилоты стреляли из пулемета неудовлетворительно. В июне 1941 г. из-за отсутствия горючего были прекращены полеты в ряде авиаполков.
Большое число техники требовало громадных запасов топлива и боеприпасов в военный период, стали экономить и пожертвовали боевой учебой.
К 22 июня 1941 г. в СССР только боевых самолетов насчитывалось около 20 тыс., в том числе 9,2 тыс. в действующей армии. По другим данным имелось вместе с неисправными 16 052 боевых самолетов , исправных было 13,7 тыс. причем подготовили только 12,3 тыс. экипажей.
Немцы же смогли собрать только 3 509 самолетов люфтваффе всех типов, никогда более повторно такую авиагруппировку собрать не удалось.
Спасибо за прочтение.