Найти тему
В городе Жить

Первый турбогенератор Красноярской ТЭЦ-1 был привезён из блокадного Ленинграда

“Первая точка нашей экскурсии — Театральная площадь, — начинает экскурсовод Елена Бершадская. — До того, как стать Театральной, она называлась площадью 350-летия Красноярска, памятный камень сохранился до сих пор. До 1978-го официально значилась левобережной Предмостной площадью. Хотя среди красноярцев это название не прижилось. А в прошлом веке это место именовалось Лесной или Дровяной площадью. Именно сюда съезжались жители со всех уголков города, чтобы купить топливо для печей. Собственно говоря, эта площадь была первым поставщиком тепловой энергии в нашем городе”.

На правобережье централизованная система отопления появилась раньше, чем на левом берегу, — ведь именно там была построена первая Красноярская ТЭЦ
На правобережье централизованная система отопления появилась раньше, чем на левом берегу, — ведь именно там была построена первая Красноярская ТЭЦ

На стыке истории и производства

...Об истории краевого центра Елена Бершадская может рассказывать часами. На проведении экскурсий по городу она, как говорится, собаку съела. Поэтому, когда Сибирская генерирующая компания, управляющая тремя красноярскими ТЭЦ, обратилась к ней с предложением разработать тематическую программу “Красноярские огни”, согласилась сразу. “Задача компании — рассказать о той истории тепла и света, которая пока бережно хранится в станционных музеях и передаётся ветеранами и наставниками молодым сотрудникам, — акцентирует внимание Александр Шлегель, заместитель генерального директора — директор красноярского филиала СГК. — Мы гордимся этой историей и хотим, чтобы о ней узнал весь город, потому что это часть городской истории тоже”.

— Получилась уникальная экскурсия, — говорит Елена. — С одной стороны, это исторический, местами пешеходный, местами автобусный тур, с другой — знакомство с настоящим производством. Готовить эту экскурсию, как и любую другую, было и интересно, и сложно одновременно. Некоторые факты буквально казались невероятными.

Так, рассказывает экскурсовод, несколько раз пришлось перечитывать информацию про первый турбогенератор Красноярской ТЭЦ-1. Строительство старейшей теплоэлектроцентрали краевого центра было завершено в разгар Великой Отечественной войны — в 1943 году. “Когда я читала информацию про это оборудование, то увидела, что турбогенератор произведён в Ленинграде, — говорит Елена Бершадская. — Стоп, мысленно сказала я себе. Этого не может быть. Ведь город на Неве в то время находился в блокаде. Но, как оказалось, в справочной информации не было и намёка на ошибку и опечатку. Турбогенератор действительно был собран в блокадном Ленинграде, а потом его как-то вывезли оттуда и доставили в Красноярск”.

И таких историй предостаточно. Чего только стоит эпопея с поиском сотрудников первой ТЭЦ. На берегах Енисея просто-напросто не было подходящих кадров. Волей случая по дороге в Москву представитель станции наткнулся на одной из железнодорожных станций на эшелон эвакуированных из Сталинграда сотрудников ТЭЦ. Красноярец убедил энергетиков, что им просто необходимо ехать в Красноярск. Московские чиновники эту инициативу согласовали.

Сначала были печи и котельные

С Театральной площади участники экскурсии на автобусе отправились на улицу Вавилова, где Елена Бершадская рассказала, как отапливались дома до появления централизованного отопления. По дороге, когда автобус ехал по Коммунальному мосту, экскурсовод рассказала, что первая автомобильная переправа через Енисей — это ещё и путь, по которому тепло с правого берега идёт на левый. “В теле моста смонтирован трубопровод, — отметила Елена. — Когда мост был введён в эксплуатацию, в центр города пришло централизованное отопление. Первым делом к нему подключили административные здания, типографию и телеграф. Потом постепенно дело дошло до жилых домов. Первая теплотрасса проходила по улицам Дубровинского и Профсоюзов. К слову, на трубах, проложенных на Профсоюзов, за полвека не было зафиксировано ни одной аварии”.

К слову, на правобережье централизованная система отопления появилась раньше, чем на левом берегу, — ведь именно там была построена первая Красноярская ТЭЦ. И, когда в 60-е годы прошлого столетия началось массовое жилищное строительство, в проект так называемых хрущёвок сразу вносилась возможность подключения к центральному теплоснабжению. Те же дома, что были построены раньше, неоднократно переделывали. О том, как это происходило, Елена Бершадская рассказывает на примере первого каменного дома правобережья. Это пятиэтажка по улице Вавилова, 35, известная, как авиадом. Она строилась для работников авиации, здесь во время Великой Отечественной войны останавливались экипажи, перегонявшие самолёты по трассе Аляска — Сибирь.

— Сначала в каждой квартире была печь, а в стенах проходили дымоходы, — говорит экскурсовод. — Потом печи были разобраны, а тепло поступало с котельной, которая работала в соседнем 33-м доме. Труба этой кочегарки сохранилась и по сей день. Когда на правом берегу появилось централизованное теплоснабжение, надобность в котельной отпала. Кстати, в авиадоме дымоходы дожили до наших дней. Дело в том, что сделаны они были в несущих конструкциях здания.

Первая легендарная

Последней точкой экскурсии стала Красноярская ТЭЦ-1. Первая теплоэлектроцентраль города до сих пор является лидером по производству тепловой энергии. Её появление связано с промышленным развитием города. Строящиеся и эвакуированные в годы войны предприятия нуждались в больших объёмах пара, а также в электроэнергии. Станция, работающая в режиме когенерации (производства и тепловой, и электрической энергии), и строилась для удовлетворения заводских нужд. И если раньше доля ресурса, отпускаемая рядовым потребителям — жителям многоквартирных домов, была небольшой, то сейчас она выросла в разы. Благодаря построенной несколько лет назад реверсивной теплотрассе в теле Октябрьского моста, тепло ТЭЦ-1 поступает потребителям и правого, и левого берега.

Прежде чем попасть на территорию станции, все участники экскурсии проходят инструктаж. ТЭЦ — объект опасный. Главное правило — слушать указания специалистов станции, ничего не трогать и никуда без разрешения не проходить. Смотреть и фотографировать можно всё.

Первое, что бросается в глаза, — это трубы. Три действующие и одна строящаяся. Однако это не основное оборудование станции. Производство тепловой и электрической энергии начинается с того, что с Бородинского разреза железнодорожными составами доставляется бурый уголь. Далее он поступает на конвейеры, проходит через дробилки, пока не превращается в угольную пыль. Эта пыль поступает в котлы. Получающийся от сжигания пар вращает турбины, которые производят электроэнергию и параллельно нагревает воду, которая потом по трубам идёт в квартиры красноярцев.

— Сейчас на станции работает 10 турбоагрегатов и 17 котлов, — рассказывает Ярослав Михайленко, заместитель главного инженера Красноярской ТЭЦ-1 по эксплуатации. — Помимо турбинного и котлового цехов, угольного склада, дымовых труб и тепловыводов на станции есть химический цех. Забор воды для нужд ТЭЦ производится из Енисея, однако использовать её сразу нельзя, в противном случае оборудование быстро обрастёт накипью. Поэтому поступающая на станцию вода проходит специальную подготовку.

На экскурсию попасть может каждый

Экскурсии на объекты теплоэнергетики в краевом центре проходят регулярно. Принять в них участие может любой желающий. Есть разные маршруты. Помимо старейшей красноярской теплоэлектроцентрали красноярцев возят на самую эффективную Красноярскую ТЭЦ-2 и самую молодую — Красноярскую ТЭЦ-3.

— О том, что набирается экскурсия на ТЭЦ, я узнала в социальных сетях, — рассказала красноярка Ольга. — Решила воспользоваться такой возможностью. Всё-таки на ТЭЦ с улицы не попасть. А тут есть возможность своими глазами увидеть, как производится тепло.

Ярослав Михайленко признаётся, интерес и внимание горожан к работе энергетиков не может не радовать. “Экскурсии для красноярцев проводим постоянно, — говорит он. — Самый главный вопрос, который интересует практически всех приходящих, — экологичность производства. Рассказываем про проводимые мероприятия по снижению выбросов, показываем строящуюся трубу. Интересно общаться со студентами вузов. Они подкованы в энергетике, а самые активные не только задают вопросы про работу станции, но и напрямую интересуются, как стать нашими сотрудниками”.

Текст и фото Андрей Мужщинский

Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №125 от 18 октября 2019 года.