Найти тему
Андрей Мятиев

Детский велосипед "Дружок" - продукт космических технологий? По материалам Веломузея.

Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Этот популярный в 1980-х годах детский комбинированный велосипед под названием "Дружок" производился на московском заводе им. Хруничева в качестве изделия ширпотреба. (Ширпотреб - "товар широкого потребления"). В 1970-80-х годах практически все военные или полувоенные предприятия СССР, а их было большинство - производили помимо своей основной продукции, тот самый ширпотреб. Вызвано это было необходимостью снабжения внутреннего рынка необходимыми товарами, а также... с пользой реализовывать отходы основного производства. Вот и шли на "ширпотреб" всякие обрезки труб, высечки после штампов и т.п. Надо сказать, что порой ширпотреб оказывался довольно высокого качества, благо производственные возможности военных заводов всегда были на сравнительно высоком уровне по сравнению с обычными "штатскими" производствами. Машиностроительный завод имени Михаила Васильевича Хруничева (сокр. ЗИХ), располагавшийся еще с начала ХХ века в Филевской пойме, на тогдашней окраине Москвы, имеет долгую и славную историю. Предприятие основано в 1916 году на базе эвакуированного из Риги автомобильного отдела "Русско-Балтийского вагонного завода". В 1921 году на базе завода был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод». В 1922 году предприятие выпустило первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»). 23 января 1923 года недостроенный автозавод был передан в концессию на 30 лет немецкой самолётостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолётов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолётов Ю-20 и 100 самолётов Ю-21. С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолётов. 1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут в связи с тем, что компания Junkers не смогла выполнить условий концессии по производству дюралюминия и строительству моторов. Вскоре после образования авиационного завода № 7 он был преобразован в завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолёты-разведчики Р-3, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35. В 1933 году заводу было присвоено имя Сергея Горбунова. В канун войны на заводе было освоено серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2. В октябре - ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань, став Казанским авиационным заводом № 22 им. С. П. Горбунова. В декабре 1941 года на территории эвакуированного завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались стратегические бомбардировщики Ту-4, М-4, 3М, вертолёты Ми-6 и Ми-8. Ракетная история предприятия началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.

В 1970-80-х завод был одним из лидеров ракетно-космической отрасли СССР. И тут в чью-то светлую голову приходит мысль выпускать в качестве изделия ширпотреба детские велосипеды! Была разработана силами заводского КБ модель, которой дали название "Дружок". Это был двухколесный велосипед со съемными поддерживающими роликами, предназначавшийся детям от 3 до 7 лет. Велосипед имел трубчатую сварную раму, а при производстве комплектующих активно использовались пластмассы и алюминиевое литье. Велосипед в целом оказался удачным и пользовался спросом. Из недостатков можно указать на ненадежные тормоза и жесткие литые резиновые шины, неподходящие для эксплуатации на мягком грунте. Среди детворы, правда, больше ценились "Бабочки" и "Мишки" за их шины - "дутики" и более легкий ход. Интересен факт, что поскольку предприятие в начале 80-х было секретным, на техпаспортах к велосипедам не указывался адрес и название завода - только номер почтового ящика.

Рекламная листовка велосипеда "Дружок" конца 80-х из коллекции Веломузея. Примечательно, что на листовке помещены фотографии ранней версии велосипедика (зеленого цвета) и поздней (комбинированная красно-белая окраска).
Рекламная листовка велосипеда "Дружок" конца 80-х из коллекции Веломузея. Примечательно, что на листовке помещены фотографии ранней версии велосипедика (зеленого цвета) и поздней (комбинированная красно-белая окраска).

В начале 90-х годов велосипедами "Дружок" в какой-то момент выплачивали зарплату работникам предприятия, а они пытались их продать за "живые деньги" в том числе и возле станции метро "Фили". Велосипеды выпускались до середины 90-х годов, а остатки неиспользованных запчастей растаскивали по окрестностям в 2000-х..

Велосипед, находящийся в коллекции Веломузея, сохранился в совершенно новом состоянии и никогда не использовался. Цел даже техпаспорт! Велосипед изготовлен в конце 80-х и стоил он тогда 39 рублей 00 копеек!

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский комбинированный велосипед "Дружок" конца 1980-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.