Авто с повреждённым идентификационным кодом вызывает законные подозрения у сотрудников автоинспекции: «Не значится ли машина в угоне?». Собственник подобного автомобиля также ограничен в своём праве распоряжаться им.
К примеру, он не сможет поставить его на учёт в ГИБДД, могут возникнуть трудности при продаже машины. А также существует опасность, что инспектор ДПС прямо на дороге не лишит водителя управления таким транспортным средством и поместит его на штрафстоянку.
Поэтому к повреждению VIN-кода следует относиться со всей серьёзностью. Чтобы снять с себя подозрения, владельцу авто нужно заранее подтвердить факт неумышленного повреждения идентификационного кода.
VIN повреждён при ДТП
Если любой из узлов транспортного средства, с нанесённой VIN-маркировкой пострадал при автомобильной аварии, это необходимо зарегистрировать в протоколе. Не поленитесь и проследите, чтобы инспектор зафиксировал этот факт в составляемый документ.
Позже, на основании этого протокола можно будет доказать свою непричастность к повреждению идентификатора при совершении юридических действий с автомобилем.
Другим доказательством является заключение независимого эксперта или специалиста компании-страховщика, фиксирующего повреждения после ДТП.
Коррозионные повреждения и износ
Иногда номер VIN становится не читаемым в результате естественных факторов – коррозия, истирание при длительной эксплуатации. Снять подозрения в преднамеренной порче ВИН-кода сможет криминалистическая экспертиза.
Она назначается сотрудниками регистрационного отдела после отказа в постановке машины на учёт. А также автовладелец может пройти экспертизу самостоятельно, подав соответствующее заявление.
Проводить криминалистическую экспертизу имеют право не только государственное ведомство, но и частные организации. Возможность самостоятельного выбора собственником машины экспертной службы прописана в ст.41 ФЗ №73.
Частная организация должна иметь в своём штате экспертов, имеющих необходимую подготовку, но не обязана получать лицензии или сертификат.
Цель процедуры заключается в выяснении обстоятельств повреждения VIN – в ходе естественного старения материала, или умышленных действий. Если возможно, эксперт восстанавливает плохо читающиеся символы кодировки.
При осмотре неизбежна частичная разборка автомобиля, для удобства обследования всех узлов и агрегатов с нанесённым ВИН-номером. Поэтому процедура может затянуться на несколько суток, в крайних случаях и на 1–2 недели.
После этого специалист составляет отчёт по установленной законодательством форме, который имеет юридическую силу при предъявлении в ГИБДД или в судебные инстанции.
Можно ли восстановить или поменять повреждённый VIN-код
Действующим законодательством возможность восстановления утраченного VIN-идентификатора не предусматривается. Но, коррективы в ФЗ №283 «О госрегистрации ТС», внесённые в 2020г., разрешают дополнительную маркировку узлов автомобиля. По сути, это новый ВИН-номер, наносимый на все детали, где ранее стояла прежняя кодировка.
Согласно законодательным нормам, утверждённым правительственным постановлением, процедура дополнительной маркировки выглядит так:
- Автовладельцу, после подачи заявления в ГИБДД о регистрации ТС с повреждённым VIN, отказано в этом.
- Инспектор составляет бумагу, в которой указывает, что имеются основания для нанесения дополнительной маркировки. В этот же документ вписываются прежние номера VIN автомобиля, согласно ПТС/СТС.
- Первоначально может быть назначена криминалистическая экспертиза, для установления причины повреждения изначального ВИН-кода.
- Если выясняется, что повреждения не носят преднамеренного характера, сотрудники ГИБДД устанавливают на несъёмные части машины пломбы. Сведения об их количестве и о местах их установки вносятся в сопутствующий документ.
- Владелец автомобиля обращается в уполномоченные организации, с просьбой нанесения дополнительной маркировки. Это может быть завод-изготовитель ТС, или испытательно-сертификационные учреждения. Со списком таких организаций и их адресами можно ознакомиться на интернет-порталах Минпромторга и Евразийской экономической комиссии.
- После выбора подходящей организации туда подаётся документ из ГИБДД, о необходимости дополнительной маркировки и сведениях об установленных пломбах. Вместе с ним сотрудникам организации нужно предъявить личный паспорт автовладельца.
- После нанесения на узлы машины новой идентификационной маркировки, выдаётся официальный документ, заполненный по установленной форме. В нём, помимо письменного описания, даются фотографии деталей авто с новыми VIN-номерами.
- Имея свидетельство о нанесении нового ВИН-кода, можно совершать с автомобилем регистрационные действия. Документ предъявляется сотрудникам МРЭО ГИБДД вместе с заявлением о постановке машины на учёт.