Москвич-400 семейство советских автомобилей первой группы малого класса. Они выпускались с 8 декабря 1946 по 20 апреля 1956 года на Заводе малолитражных автомобилей. Является первым массовым советским автомобилем, который широко продавался для личного пользования.
По конструкции Москвич-400 был идентичен автомобилю Opel Kadet K38, который выпускался в 1937-1940 годах в Германии.
За характерный вид спереди, напоминающие очертание диковинного животного в народе был прозван «Слоном». За все годы производства было изготовлено более 247 тысяч экземпляров легендарного «Москвича»: 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов и 2562 пикапов и фургонов.
В этой статье, постараемся разобраться со всеми серийными модификациями семейства Москвич-400-420...
Прежде чем приступить к перечислению серийных модификаций, поясню о системе присвоения индексов. Первые три цифры обозначали – модель (индекс) двигателя, три остальных индекс модели кузова.
МЗМА-400-420 (1946-1954) – четырёхдверный седан
МЗМА-400-420 (1946-1954) – экспортный вариант для Финляндии и скандинавских стран. Из внешних стран зеркало заднего вида, траффикатор.
МЗМА-400-420 (1946-1954) – экспортный вариант для Бельгии. В 1951 году проходил испытания в Бельгии перед началом поставок.
МЗМА-400-420А (1949-1952) – четырёхдверный кабриоседан (кузов с открытым верхом, но сохраняющий боковины и рамки дверей со стёклами)
Автомобиль с кузовом кабриолет на основе базовой модели Москвич-400-420. Данной модель была создана в 1949 году из-за послевоенного дефицита стального листа. Для переделки усиленного кузова седана, при создании кабриолета были усилены проем лобового стекла, поверх стандартных стоек и дверных проемов провели жесткие трубчатые брусья, придававшие силовой структуре кузова замкнутость и достаточную жесткость. На брусьях были просверлены отверстия, в которые вставлялись легкосъемные дуги, натягивавшие развернутый тент. Тент имел утепленную подкладку и в сложенном виде превращался в компактный сверток. С 1952 году ситуация с дефицитом металла улучшилась, и выпуск кабриолетов свернули.
МЗМА-400-420Б – модель с ручным управлением для инвалидов
МЗМА-400-422 (1948-1954) – фургон с деревянным каркасом кузова
Фургон модели МЗМА-400-422 грузоподъемностью 200 кг. Деревянные брусья каркаса и филенки из бакелитовой фанеры придавали автомобилям своеобразный вид. Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревом, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Деревянные детали изготавливались на заводе №471 (позже – Комбинат автофургонов КАФ) в г. Шумерля, Чувашской АССР. При этом сборка автомобиля сначала велась непосредственно на МЗМА, но из-за необходимости расширения производства седанов возникла нехватка места в цехах. В связи с этим производство фургонов было передана ремонтному заводу №2 ХОЗУ МВД СССР. Встречается упоминание, что фургоны МЗМА-400-422 выпускались за пределами Москвы на самом заводе №471 в Шумерле и на Горьковском кузовном заводе. По мнению автора, перечисленные предприятия участвовали лишь в изготовление деревянных деталей фургонов, а производство фургонов велось на МЗМА и заводе №2 ХОЗУ МВД СССР.
Шасси МЗМА-400-422 – шасси для сборки деревянных фургонов МЗМА-400-422, производимых вне МЗМА
Шасси под деревянный фургон, подготовленное для завода №2 ХОЗУ МВД, где на него установят привезенные из Шумерли с завода №471 деревянные детали кузова.
МЗМА-400-420К – шасси для установки изотермических кузовов различной конструкции
МЗМА-400-420К – шасси, предназначавшиеся для установки сторонними предприятиями специальных кузовов. В большинстве случаев это были цельнометаллические фургоны и аэродромные пикапы для перевозки пусковых установок самолетных двигателей АПА-7.
МЗМА-400-420М – автомобиль для медицинской помощи на дому
Специализированный медицинский автомобиль. Предназначался не для госпитализации больных, а для перевозки участковых врачей. Автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста, по бокам надпись «Помощь на дому», а на крыше устанавливался сигнальный фонарь. Салон был обит специальным материалом – текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию. В стандартное оборудование входил комплект медицинских инструментов.
АПА-7 (1951-1953) – аэродромный пусковой агрегат
Аэродромный пусковой агрегат АПА-7 разработан на шасси автомобиля МЗМА-400Э-431-442. Предназначен для электростартерного запуска авиационных двигателей. На базовом шасси установлен цельнометаллический кузов-фургон. Внутри фургона устанавливалось зарядное устройство и батарея аккумуляторов ёмкостью 700 А·ч. Всего было изготовлено около 1000 агрегатов АПА-7.
Шасси этого автомобиля носило индекс «400Э», кабина – «431», спецкузов в сборе – «442», электрический агрегат – «ЭА-7». Согласно конструкторской документации, крыша кабины была дерматиновая с деревянным каркасом, как у фургона МЗМА-400-422, но обилие бракованных металлических крыш седанов МЗМА-400-420 позволило оснащать АПА-7 стальной крышей кабины, отрезанной от «седановской».
МЗМА-401-420 (1954-1956) – модернизированный седан с более мощным двигателем мощностью 26 л.с.
После начала выпуска в 1954 году модернизированной базовой модификации седана МЗМА-401-420, начался и серийный выпуск модификаций на его базе, а именно модификации для инвалидов и деревометаллического фургона, а именно:
МЗМА-401-420Б (1954-1956) – модернизированная инвалидная модификация седана
МЗМА-401-422 (1954-1956) – фургон с деревянным каркасом кузова
Хотя после замены двигателя на более мощный, в 1954 году были переизданы технические условия (ТУ) на семейство четырехсотых «москвичей». Если новый седан получил новое обозначение МЗМА-401-420, то фургон при этом сохранил свой прежний индекс МЗМА-400-422, хотя по агрегатам был уже полностью аналогичен автомобилю модели МЗМА-401.
Кроме перечисленных серийных модификаций, было множество экспериментальных образцов семейства Москвича-400-420. Об уникальных образцах, которые не пошли в серию; о спортивных экземплярах; об изотермических фургонах; о специализированных автомобилях будет рассказано отдельными статьями. Кроме этого в ближайшее время, будет опубликован цикл фоторепортажей о об этом легендарном автомобиле. Все эти материалы будут выходить под общим названием «Слоны». Ждите многочисленные продолжения...
© Юрий Дорошенко