Об этом автомобиле написано очень и очень много: хорошего и не очень, объективного и необъективного. Остановлюсь исключительно на фактах, которые касаются этого легендарного, без всякого преувеличения, автомобиля.
Факт №1. Работа по проектированию и изготовлению опытных образцов автомобилей КАМАЗ-5320 была проведена во исполнении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1084 от 16 ноября 1967 года и приказов министра автомобильной промышленности СССР № 479 от 29 декабря 1967 года и №73 от 3 апреля 1968 года.
Обратите внимание, что работы по созданию автомобиля начались за 2 года до начала строительства заводских корпусов КАМАЗа в Набережных Челнах. Другими словами, КАМАЗ проектировался по принципу – не «машина под завод», а «завод под машину».
Факт №2. Проектированием и изготовлением опытных образцов автомобилей КАМАЗ-5320 занимались конструкторы московского завода имени Лихачёва (ЗИЛ) под руководством Кригера Анатолия Маврикиевича – главного конструктора ЗИЛа.
Когда Анатолий Маврикиевич работал над проектированием автомобилей КАМАЗ, то коллеги в шутку называли его «Кригер 6х4», обыгрывая колёсную формулу камазовского грузовика.
Для технических экспертов, любящих иногда просто позлословить по поводу похожести автомобилей КАМАЗ и ЗИЛ, специально выкладываю статью Кригера А.М., опубликованную во втором номере журнала «Автомобильная промышленность» за 1973 год.
Камазовцы никогда не говорили и не говорят, что наши автомобили появились в «чистом поле сами по себе». Пусть это прозвучит высокопарно, но КАМАЗ продолжает дело ЗИЛа, продолжает историю отечественного автомобилестроения, начатую в далёком 1924 году.
Внизу статья из газеты «Московская правда» от 23 июня 1973 года называет фамилии зиловских конструкторов, причастных к созданию семейства автомобилей КАМАЗ.
Факт №3. Звуковой сигнал для первых автомобилей КАМАЗ был разработан на Лысковском электротехническом заводе. Прочтите заметку из пермской газеты «Звезда» от 13 июня 1975 года.
Факт №4. 16 февраля 2021 года на КАМАЗе будет отмечаться 45 лет с момента выпуска первого автомобиля КАМАЗ. Первым автомобилем сошедшим с главного сборочного конвейера Камского автозавода был КАМАЗ-5320. Впрочем, об этом дне напишу ещё не раз.
Факт №5. КАМАЗ-5320 выпускался в период с 1976 по 2000 годы. В первый год было выпущено 4 446 грузовиков. Пик производства пришёлся на 1979 год, когда было выпущено 28 218 автомобилей. Всего же за указанный период с главного сборочного конвейера сошли 393 309 (!) автомобилей КАМАЗ-5320.
По выпуску этот автомобиль занимает первое место среди всех произведённых за почти 45 лет работы главного сборочного конвейера (на II месте – самосвал КАМАЗ-5511 (343 500 автомобилей), на III месте – тягач КАМАЗ-5410 (273 901 автомобиль).
Факт №6. Уже в декабре 1976 года первые 10 автомобилей КАМАЗ пошли на экспорт в Польскую Народную Республику. С целью увеличения поставок за рубеж 25 сентября 1976 года вышел приказ «О разработке конструкции экспортной модификации автомобиля КАМАЗ-5320»
Факт №7. В сентябре 1977 года в городе Лейпциг (ГДР) проходила автомобильная выставка, в которой принимали участие фирмы широко известные ныне: ФИАТ, ВОЛЬВО, а также мало известные сегодня: МОТОКОВА (ЧССР), МОГЮРТА (ВНР), АВТО-ХОРВАТСКА (СФРЮ).
Любопытно, первый секретарь Центрального комитета СЕПГ Эрих Хонеккер так высказался о советских автомобилях: «Выставка СССР на Лейпцигской осенней ярмарке 1977 года замечательным образом демонстрирует эпохальное развитие Советской страны под руководством славной Коммунистической партии за 60 лет со дня победы Великого Октября. Она наглядно демонстрирует великую инициативу СССР в международной разрядке, дружбе и сотрудничестве между народами в укреплении экономического могущества стран социалистического содружества».
И что самое интересное, что КАМАЗ-5320 был удостоен золотой медалью на той выставке. В Музее КАМАЗа хранятся медаль и диплом.
Факт №8. КАМАЗ-5320 использовался совместно с двухосным бортовым прицепом ГКБ-8350, грузоподъемностью 8 тонн. В то время вошло в обиход слово «автопоезд». Посмотрите на автопоезда того времени.
Прочтите заметку из газеты «Правда» от 12 апреля 1977 года, где рассказывается о необычном камазовском автопоезде.
Факт №9. 26 декабря 1980 года решением Государственной аттестационной комиссии автомобилю КАМАЗ-5320 был присвоен Государственный Знак качества. Свидетельство №603119060 подписано Башинджагяном Евгением Артёмовичем - заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
Примечательно, что в декабре 1983 года автомобиль КАМАЗ-5320 успешно прошёл переаттестацию на Знак качества, вместе с автомобилем КАМАЗ-5410.
Внизу отзыв водителя Люшина А. об автомобиле КАМАЗ-5320, опубликованный в газете «Вести КАМАЗа» от 27 февраля 1999 года.
Внизу бумажный конструктор автомобиля КАМАЗ-5320.
Внизу значки и вымпел, посвящённые автомобилю КАМАЗ-5320.
Внизу отзыв об автомобиле КАМАЗ-5320 Ерохина Василия Михайловича – заместителя начальника цеха дорожных испытаний научно-технического центра КАМАЗа, опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1988 года.
Восстановленный первый автомобиль КАМАЗ-5320 принимает участие во всех торжественных мероприятиях Камского автозавода.
Внизу митинг, посвящённый 30-летию со дня выпуска первого автомобиля КАМАЗ. Февраль 2006 года.
Внизу Олег Газманов в феврале 2016 года, когда отмечалось 40-летие со дня выпуска первого автомобиля КАМАЗ.
Внизу на фотографии грузовик едет по Автозаводскому проспекту в городе Набережные Челны на выставку, посвящённую 50-летию с начала строительства КАМАЗа. Декабрь 2019 года.