Ну хорошо, какие венгерские марки мотоциклов Вы можете назвать, вот так прямо с ходу? А они есть! Давайте вместе приподнимем завесу нашей памяти и заново познакомимся с мотоциклом с берегов Дуная – «Чепель» (Csepel), позднее известным, как «Паннония» (Pannonia).
Название марки произошло от речного острова Чепель, расположенного в Будапеште, где, собственно, и было налажено производство. Изначально предприятие называлось Weiss Manfred Works (позднее переименовано в Csepel Works) и принадлежало Манфреду Вайсу.
Мотоциклы выпускались под брендами WM (Вайс Манфред), Danuvia (река Дунай) и Pannonia (Паннония – римская провинция, занимавшая территории современных Западной Венгрии, Восточной Австрии, Восточной Хорватии и частично Словении и Сербии). В свое время эти машины были популярны не только в Венгрии, но и за ее пределами – в Западной Европе, США, да и на нашей территории тоже появлялись.
Все началось в 1928 году с производства велосипедов, которые со временем стали оснащаться моторчиками, и вскоре позиции компании основательно укрепились за счет популярности тех самых мотовелосипедов и мопедов. Самыми востребованными были модели Red Tank («Красный бак»), Nickel Tank («Никелевый бак») и Turan.
Во время войны имя Turan даже было присвоено танку М.40, который выпускался на заводе Manfred Weiss (производство мопедов и мотоциклов тогда было приостановлено и возобновилось только в 1947 году).
Вот так выглядели послевоенные модели марки «Чепель»:
В начале 50-х все производимые заводом мотоциклы были поставлены на мягкие гидравлические подвески. Вместо пружинных вилок появились телескопические, вместо свечной задней подвески – маятник с двумя амортизаторами.
В 1956 году бренду окончательно присваивается новое название – «Паннония». А в 1960 года начался экспорт мотоциклов в Советский Союз, что, надо признать, пагубно повлияло на судьбу компании. Советский рынок требовал упрощенного, дешевого ассортимента и слышать не хотел ни о какой модернизации.
Последней каплей (как и для многих других мотопроизводителей того времени) стало появление японских мотоциклов на европейском рынке – мало кто мог составить японцам достойную конкуренцию. Компания даже попыталась выпустить своеобразного «клона» на основе мотоцикла Yamaha 250-YDS, но подвело финансирование и, как следствие, плохое качество комплектующих.
Судорожные попытки спасти компанию так и не увенчались успехом, и 24 октября 1975 года многолетняя история марки «Чепель-Паннония» подошла к концу.