Найти тему

Мимо острова Дуная, в царство... славных венгерских мотоциклов!

Ну хорошо, какие венгерские марки мотоциклов Вы можете назвать, вот так прямо с ходу? А они есть! Давайте вместе приподнимем завесу нашей памяти и заново познакомимся с мотоциклом с берегов Дуная – «Чепель» (Csepel), позднее известным, как «Паннония» (Pannonia).

«Паннония» (Pannonia) [www.carakoom.com]
«Паннония» (Pannonia) [www.carakoom.com]

Название марки произошло от речного острова Чепель, расположенного в Будапеште, где, собственно, и было налажено производство. Изначально предприятие называлось Weiss Manfred Works (позднее переименовано в Csepel Works) и принадлежало Манфреду Вайсу.

Промышленный комплекс Weiss Manfred Works [www.en.wikipedia.org]
Промышленный комплекс Weiss Manfred Works [www.en.wikipedia.org]

Мотоциклы выпускались под брендами WM (Вайс Манфред), Danuvia (река Дунай) и Pannonia (Паннония – римская провинция, занимавшая территории современных Западной Венгрии, Восточной Австрии, Восточной Хорватии и частично Словении и Сербии). В свое время эти машины были популярны не только в Венгрии, но и за ее пределами – в Западной Европе, США, да и на нашей территории тоже появлялись.

Csepel Red Tank [www.motoxp.ru]
Csepel Red Tank [www.motoxp.ru]

Все началось в 1928 году с производства велосипедов, которые со временем стали оснащаться моторчиками, и вскоре позиции компании основательно укрепились за счет популярности тех самых мотовелосипедов и мопедов. Самыми востребованными были модели Red Tank («Красный бак»), Nickel Tank («Никелевый бак») и Turan.

Csepel Nickel Tank [www.motoxp.ru]
Csepel Nickel Tank [www.motoxp.ru]

Во время войны имя Turan даже было присвоено танку М.40, который выпускался на заводе Manfred Weiss (производство мопедов и мотоциклов тогда было приостановлено и возобновилось только в 1947 году).

 Танк М.40 Turan [www.redov.ru]
Танк М.40 Turan [www.redov.ru]

Вот так выглядели послевоенные модели марки «Чепель»:

Csepel 100 Tura [www.motoxp.ru]
Csepel 100 Tura [www.motoxp.ru]
Csepel 125 [www.motoxp.ru]
Csepel 125 [www.motoxp.ru]

В начале 50-х все производимые заводом мотоциклы были поставлены на мягкие гидравлические подвески. Вместо пружинных вилок появились телескопические, вместо свечной задней подвески – маятник с двумя амортизаторами.

Csepel 250 EF [www.motoxp.ru]
Csepel 250 EF [www.motoxp.ru]

В 1956 году бренду окончательно присваивается новое название – «Паннония». А в 1960 года начался экспорт мотоциклов в Советский Союз, что, надо признать, пагубно повлияло на судьбу компании. Советский рынок требовал упрощенного, дешевого ассортимента и слышать не хотел ни о какой модернизации.

Pannonia Deluxe TLF 250 [www.motoxp.ru]
Pannonia Deluxe TLF 250 [www.motoxp.ru]

Последней каплей (как и для многих других мотопроизводителей того времени) стало появление японских мотоциклов на европейском рынке – мало кто мог составить японцам достойную конкуренцию. Компания даже попыталась выпустить своеобразного «клона» на основе мотоцикла Yamaha 250-YDS, но подвело финансирование и, как следствие, плохое качество комплектующих.

Pannonia P20 на базе Yamaha 250-YDS [www.motoxp.ru]
Pannonia P20 на базе Yamaha 250-YDS [www.motoxp.ru]

Судорожные попытки спасти компанию так и не увенчались успехом, и 24 октября 1975 года многолетняя история марки «Чепель-Паннония» подошла к концу.