Какой же всё-таки гигант! К этому гиганту мы ездили два раза, последний чтобы запечатлеть его сверху. В первый день посещения на море был сильный ветер. Лопались даже стальные тросы, удерживающие экраноплан.
Да, транспортировать «Лунь» задача не из лёгких. Здесь задействована и тяжелая техника и надувные подушки, десятки рабочих.
Вы только посмотрите на этот крохотный экскаватор. На фоне экраноплана он выглядит просто игрушкой.
Пару постов назад я писала подробности про этот проект, не буду повторяться, вот ссылка.
С июля 2020 года рабочие пытаются вытащить «Лунь» на берег, но он отчаянно сопротивляется. Алюминевый корпус был поврежден при транспортировке из Каспийска в Дербент. Сейчас в щели забивается песок и вода. Рабочие действуют максимально бережно откачивая воду и по чуть-чуть ежедневно передвигая к конечной точке - пьедесталу в строящемся парке Патриот. Он станет главным экспонатом парка.
В этой статье хочу подробнее показать Лунь изнутри.
Итак, мы с напарником оказываемся на крыле машины, ощущения в тот момент непередаваемы. Под волны экраноплан немного раскачивает, потому если чуть оступиться, то можно нырнуть в море искупав всю технику в рюкзаке.
Заходим внутрь.
Проходим в носовую часть. Здесь нас встречают отсеки с приборным оборудованием.
Затем проходим в сердце «Луня» – кабину экипажа.
Рассмотрим ближе приборную панель и штурманы пилотов
Благодаря всем этим сложным кнопкам и рычагам удавалось точно поражать цели. Вооруженный 6ью противокорабельными ракетами «Москит», летящий на сверхнизкой высоте, «Лунь» мог нанести ощутимый удар по противнику и безпрепятственно скрыться.
Далее идем обратно к выходу и движемся в сторону хвоста. По пути встречаются еще рабочие места.
Вообще, хоть «Лунь» и гигантских размеров, компоновка различного оборудования и мест экипажа очень плотная. Экипаж состоял из 11 человек.
В хвостовой части также находится много различного оборудования.
В целом, приборное оборудование почти идеально сохранилось, если не учитывать снятое ещё на заводе при консервации в 90-х.
А это люк, ведущий наверх на крышу.
Нащелкав вдоволь кадров, мы спустились на землю. Цель поездки выполнена на все 100%, удалось своими руками прикоснуться к легенде.
Советские инженеры опережали время на столетия. По истине, чудо инженерной мысли!
P.S. Всё чаще в сети замечаю что Лунь называют Каспийским монстром. Это не так. «КМ» (корабль-макет) – экспериментальный экраноплан, получивший за рубежом прозвище «Каспийский монстр», т. к. он испытывался на Каспийском море, где и был обнаружен американской спутниковой разведкой. Главным конструктором «КМ» был Ростислав Алексеев. Затонул экраноплан в 1980-м во время испытаний.
Главный конструктор экранопланов «Лунь», «Спасатель» Владимир Кирилловых:
«Ракетный экраноплан «Лунь» является оружием XXIвека. Такого нет ни у кого. «Лунь» способен был решать любые задачи против любых надводных сил предполагаемого противника того времени, в том числе и авианосных соединений».
Эксперт Морского научного комитета ВМФ РФ полковник Юрий Варакозов:
«Ракетный экраноплан – это не оружие агрессии. Скорее всего, это оружие сдерживания, которое несет колоссальные возможности. И только одни эти возможности уже могут остановить любые агрессивные проявления против нашей страны.Иметь приоритет на 50 лет вперед и растерять его – это преступление».
За моими путешествиями в режиме онлайн можно следить в моем инстаграм.
Готовитесь к путешествию? Вам помогут мои полезные статьи: