Если с автомобилям и кино в нашей стране есть проблемы, то с атомными ледокольным флотом ситуация обратная. Атомный ледокол - это судно с ядерной силовой установкой, предназначенное для использования в водах, покрытых круглый год льдом. На данный момент в строю атомного ледокольного флота находятся 5 судов. С 2 атомными реакторами ледокол "Арктика" типа "22220", самый современный и мощный. Принят на службу в 2020 году. Также, с 2 атомными реакторами ледоколы "Ямал" и "50 лет победы" типа "Арктика". С 1 атомным реактором ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" типа "Таймыр". Все эти "монстры" выглядят внушительно и величественно, но не на долго. Уже сейчас строится ледокол совершенно нового типа. Проект 10510 "Лидер". И вот что о нем известно.
Ледокол типа "Лидер" будет самым большим и мощным в мире. На данный момент первенство принадлежит ледоколу "Арктика". Длинна "Арктики" составляет 173м, заявленная длинна "Лидера" составит 209м (это примерно 2 футбольных поля в длину). Ширина "Арктики" 34м, заявленная ширина "Лидера" 48м (ширина футбольного поля примерно 68м). Полное водоизмещение "Арктики" 50 тыс. тонн, водоизмещение "Лидера" 71 тыс. тонн. Если габариты новейшего ледокола, на фоне уже существующих, удивления не вызывают, то с мощность дело обстоит иначе. На данный момент "Арктика" является самым мощным ледоколом в мире. Ее силовые установки способны выдать 60 МВт, что примерно равно 81 577л.с. на 3 гребных винта. Силовые установки ледокола "Лидер" будут способны выдать 120 МВт, что равняется 163 155л.с. на 4 гребных винта. То есть ледокол типа "Лидер" будет в 2 раза мощнее! Добиться такой мощности стало возможно благодаря новым атомным реакторам РИТМ-400 с тепловой мощностью 315 МВт. Ресурс новых реакторов 40 лет, замену топлива требуется производить каждые 5-7 лет. Максимальная скорость судна составит 22 узла (40 км./ч.) на чистой воде.
Но самым существенным преимуществом нового ледокола будет его проходимость. Ледокол типа "Лидер" будет способен преодолеть льды толщиной 4 метра. Для сравнения, ледокол "Арктика" может преодолеть льды не более 2.9 метров. Нельзя не упомянуть о его оригинальной форме. Носовая палуба выполнена закрытой. Также ледокол получит высокую надстройку. Вообще внешний вид напоминает какой-то космический корабль. Выглядит круто. На корме будет присутствовать вертолетная площадка. Места для установки специального оборудования. Также есть 2 подъемных крана. Место для размещения груза будет организовано в кормовой части. Само собой судно получит комплекс самого современного радиоэлектронного оборудования, средства наблюдения за обстановкой и т.п. Общая сума расходов так же внушительна - 127,5 млрд. рублей. Для сравнения ледокол "Арктика" обошёлся в 50 млрд. рублей. Завершение строительства ожидается в 2027 год.
Основная задача ледокольного флота проводить, через Северный морской путь, грузовые суда, как свои так других стран. Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской счастью России и Дальним Востоком. Преимущества СМП достаточно существенны ( в сравнении с Северо-Западным проходом). Кроме уменьшения времени, расхода топлива и т.п. отсутствуют прочие расходы (в отличии от Северо-Западного прохода, при при прохождении Суэцкого канала). Так же отсутствует риск нападения пиратов. По этому развитие атомного ледокольного флота, в нашей страна, является актуальной задачей.