Найти в Дзене
Авиация для всех

ОБОРОТ САМОЛЁТА В АЭРОПОРТУ. «РАЗВОРОТКА» И «ЭСТАФЕТА»

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня рассмотрим «разворотку» и «эстафету».

Сейчас рассмотрим кратко, а ниже пояснение самих терминов. Оборот борта (по документам называется технологическим графиком обслуживания ВС) - это время от остановки самолёта на стоянке до начала его движения на вылет. Чем короче оборот, тем больше времени самолёт может находиться в воздухе за сутки. А чем больше он летает, тем больше зарабатывает авиакомпания.

К примеру, у бюджетных авиакомпаний (например, у «Победы») один борт может за сутки налетать 17-18 часов.

Борт АК «Победа»
Борт АК «Победа»

За время оборота в самолёте открываются двери, к нему подгоняется трап (самоходный или теле-), происходит высадка пассажиров и выгрузка багажа, производится уборка в салоне, заправка топливом и водой (питьевой и для технических нужд), загрузка бортового питания, а затем новые пассажиры поднимаются на борт, их багаж загружается в багажные отсеки, двери закрываются и начинается буксировка борта на точку запуска двигателей. Всё, время оборота закончено. В бюджетных авиакомпаниях эта процедура может ограничиваться лишь высадкой пассажиров и выгрузкой багажа с последующей посадкой других пассажиров и загрузкой их багажа.

В среднем, минимальное время оборота у обычных авиакомпаний составляет около часа (у «Аэрофлота» примерно 55 минут), у бюджетных - от 20 до 35 минут. S7 старается уложиться примерно за 40 минут (в их внутренней документации указано 39 минут, но документ от 2010 года, что там сейчас не знаю),

Документ S7 Приносим извинения за качество
Документ S7 Приносим извинения за качество

а «Победа» добилась оборота своих бортов в некоторых аэропортах России всего за 20-25 минут (Москва, Самара, Набережные Челны, СанктПетербург и не только).

Безусловно, такие короткие обороты, как у «Победы», стали возможны благодаря совокупности многих факторов - улучшение логистики (например, разделение потоков пассажиров при посадке и высадке), более слаженной и скоординированной работе наземных служб (они уже ждут самолёт на стоянке и тут же приступают к обслуживанию) и отсутствие многих не столь главных процедур (у той же авиакомпании, например, не нужно заниматься бортовой кухней, потому что питание не предусмотрено их политикой).

А теперь разъяснения самих терминов 👇🏼

«Разворотка» и «эстафета» - два слова, описывающие жизнь членов кабинных и лётных экипажей

✅Разворотный рейс. Иными словами, экипаж прилетает из одного аэропорта в другой, находится там условно час и улетает обратно, взяв на борт уже новых пассажиров. Рейс в одну сторону, как правило, не превышает 6 часов. Например, Самара - Новосибирск - Самара или Москва - - Берлин - Москва.

✅Эстафетный рейс или рейс в одну сторону. Другими словами, экипаж прилетает из одного города в другой и уходит отдыхать на условные 2 дня, а другой экипаж улетает на их самолёте. Такой рейс, как правило, занимает свыше 6 часов. Например, Москва - Владивосток или Санкт-Петербург - Шанхай.

B747 АК «Россия» на которых часто выполняются эстафетные рейсы.
B747 АК «Россия» на которых часто выполняются эстафетные рейсы.

Спасибо за прочтение! Ставьте лайки, подписывайтесь и оставляйте вопросы в комментарии!