Это будет последняя статья про ударные самолеты ВВС Северного флота. После неё мне останется только рассказать про учебные машины и истребители.
И вот тут уж действительно, пытаться рассказать про тактико-технические характеристики и боевое применение этого легендарного самолета будет абсолютно излишним.
Поэтому скажу только, что штурмовики Ил-2 в составе ВВС Северного флота были на вооружении только одного полка - 46-го ШАП, который перебазировался в Заполярье с Черного моря весной 1943 года.
Наиболее подробно о боевой деятельности полка можно прочитать в Книге Александра Скробача "Без страха и упрёка" (1 и 2 части), вышедшей небольшими тиражами 500 экз. (в 2014-ом и 2016-ом годах соответственно).
Здесь же я только представлю несколько фотографий самолетов Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС СФ:
Есть вот такая фотография, приписываемая 46-му ШАП ВВС СФ:
И снимок штурмовика, совершившего аварийную посадку:
Обратите внимание на одинаковый шрифт написания бортовых номеров.
Ну а самым известным самолетом, стоявшим на вооружении 46-го ШАП ВВС СФ, стал Ил-2 Валентина Скопинцева.
25 ноября 1943 года группа штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершила налет на немецкий аэродром в Луостари. Однако противник успел поднять в воздух 25 истребителей Ме-109, поэтому бой разгорелся и на земле, и в небе. Наши летчики уничтожили 23 вражеских самолета (10 – на земле, 13 – в воздухе), подавили огонь 6 зенитных точек, вызвали 26 очагов пожара.
Но потери советской авиации тоже были велики: 6 штурмовиков и 5 истребителей домой не вернулись.
Сильно досталось и самолету Валентина Скопинцева. Изрешеченный огнем зениток и пулеметов Ил-2 до родного аэродрома Ваенга-2 не дотянул чуть-чуть: хвост почти отбит, заглох двигатель, шасси не выпускалось. И тогда пилот решил сажать самолет на лед озера Кривое. Ил-2 приземлился, точнее, приледнился на брюхо. Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины потерявшего сознание стрелка Владимира Гуменного и понес его на себе к берегу.
Еще не крепко ставший ноябрьский лед не смог долго держать четырехтонную машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду.
Сын Валентина Скопинцева - Олег Валентинович Скопинцев - решил во что бы то ни стало найти самолет отца и поднять его со дна озера.
И в 2011 году штурмовик Ил-2 № 1872452 из состава 46-го ШАП ВВС СФ был найден!
А в 2012 году - поднят и перевезен в Новосибирск на реставрацию.
Первые пробежки... июнь 2017 года.
На сегодняшний день Ил-2 Валентина Скопинцева – единственный в России летающий самолет этого типа (всего в мире их сейчас два, и оба были восстановлены в Новосибирске).
При подготовке статьи использованы материалы, в разное время опубликованные в разделе "46-ой ШАП ВВС СФ" форума "Летчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается!"
Статья посвящена памяти Олега Валентиновича Скопинцева.