5 подписчиков

Ошибки при эксплуатации тахографа. Почему они возникают и как их предотвратить?

Каждый, кто пользуется тахографами, неизбежно сталкивается с различными трудностями. Одни ошибки можно сразу поправить, для исправления других придётся обращаться в мастерскую. Какой бы характер не носили ошибки, игнорировать их нельзя. В этом материале мы разберём популярные недочёты, исследуем суть проблем и дадим важные советы, которые помогут избежать многих неприятностей.

Каждый, кто пользуется тахографами, неизбежно сталкивается с различными трудностями. Одни ошибки можно сразу поправить, для исправления других придётся обращаться в мастерскую.

Проблемы в работе тахографа возникают по следующим причинам:

  • По вине водителя (неправильные действия с картой, блокировка карты водителя, некорректная эксплуатация тахографа, неверный ввод режимов, сознательные попытки нарушить работоспособность оборудования).
  • Вследствие непрофессиональной установки (некорректная калибровка, неправильное подключение питания).
  • Из-за ошибок в программном обеспечении тахографа (старая прошивка, системные ошибки).
  • Из-за неисправности тахографа (производственный брак, дефекты, поломки).
  • По причине недостатков автомобиля (износ спидометра и/или датчика скорости, проблемы с бортовой сетью).

Как правило, тахографы распознают большинство типовых ошибок. Для них проработаны кодовые обозначения и соответствующие пиктограммы. Они выводятся для водителя на экране тахографа, хранятся в памяти устройства, распечатываются на чековой ленте, отображаются в программах для считывания и анализа таходанных.

Коды ошибок и их расшифровки обязательно указываются
в инструкциях для тахографа. Базовый перечень вы можете прочитать в полной версии статьи на нашем сайте: https://georoute.ru/oshibki-pri-ekspluatacii-tahografa

В инструкциях к тахографам вы найдете немало дополнительных ошибок, встречающихся на практике. Но суть многих бед "крутится" в целом вокруг одного и того же. Поэтому, чтобы читатели могли лучше разобраться в теме, мы обратимся к первопричинам возникновения проблем. Это позволит найти верные и понятные рекомендации.

Почему возникают ошибки?

◼ Качество установки тахографа
Сейчас тахографами должны оснащать свой транспорт все владельцы грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица –
все обязаны соблюдать закон и все находятся под гнетом повышенных штрафов. Иначе не избежать финансовых потерь и лишиться прибыли. Это порождает ажиотажный спрос и стремление установить тахограф как можно быстрее и дешевле. Даже если тахографическая мастерская является сертифицированной и внесена в реестр ФБУ "Роставтотранс", это не гарантирует, что всё будет сделано на должном уровне.

Самое грубое и далеко не редкое, что допускают мастера – неправильно подключают питание к тахографу вопреки инструкциям. Смысл в том, что даже когда двигатель заглушен, контрольное устройство всё равно должно получать резервное питание от аккумулятора. Если тахограф не запитан, то на нём сбросятся часы. Он будет некорректно завершать запись в своей внутренней памяти. Это повлечет множество ошибок и ложных сообщений. Например, по причине сброса электропитания (
ошибка 08) в памяти может фиксироваться только часть рабочего времени, пробеги будут неправильные, а интервалы смен растянутся от 1970 до 2020 года (ошибка 03).

◼ Качество тахографов и ПО
Каждый тахограф, официально разрешенный Минтрансом к использованию на российских ТС, имеет свои достоинства и недостатки. Мы не будем советовать конкретные модели, но все же подчеркнем, что лучше приобретать "топовые" марки, нежели потом сотню раз пожалеть об "экономичном" варианте. Качество сборки рассматривать не станем – исполнения в целом одинаковые. Идеального тахографа нет, все они более или менее вырабатывают свой срок эксплуатации. На что нужно обращать особое внимание, так это на актуальность ПО, то есть насколько свежей является версия прошивки тахографа.

◼ Недостатки автомобиля
Это во многом зависит от схемотехники самих тахографов – каждый может по-разному реагировать на индивидуальные особенности ТС. Но почти во всех современных тахографах схемы питания реализованы с очень большим запасом напряжения (от 80 до 100 В), они стабильно работают в связке с бортовой сетью новых и старых автомобилей. Так что проблема перепадов напряжения грозит менее всего.

◼ Упущения водителей
Ошибки по вине водителей происходят, в первую очередь, из-за
неумения пользоваться тахографом и персональной картой. Даже самый ответственный водитель по-первости может неверно вводить PIN-код, неправильно указывать режимы, несвоевременно вставлять карту в слот в начале работы и забывать извлекать по завершении смены. Ошибаются как опытные водители, так и новички. Здесь вариант исправления ситуации один: учить инструкцию и обращаться к ней каждый раз, когда что-то вызывает вопросы (поэтому инструкция всегда должна быть под рукой).

◼ Невнимательность владельцев ТС
Во всём стоит убедиться на месте, чтобы в будущем избежать проблем.
Никогда нельзя оставлять без контроля установку тахографов на свои автомобили. Если вы стремитесь избежать ошибок в работе тахографа, нужно самостоятельно убедиться в качестве оснащения, пристально проверяя:

- Подключение питания;
- Калибровку;
- Работу штатных систем ТС, с которыми взаимодействует тахограф.


Во всём стоит убедиться на месте, чтобы в будущем избежать проблем.

Как избежать ошибок при эксплуатации тахографов?

1. Контролировать работу мастеров по установке тахографов на всех этапах, включая подключение питания и калибровку.
2. Проверять актуальность прошивки.
3. Самостоятельно сверять фактический пробег с пробегом по тахографу.
4. Учить водителей пользоваться тахографами согласно инструкции.

В случае обнаружения какой-либо проблемы, пусть даже самой небольшой, нельзя её игнорировать. Возможно, за этой некритичной ошибкой скрывается нечто большее, и она повлечёт за собой множество других неприятностей. Не поленитесь обратиться в мастерскую: проверить питание, калибровку, версию ПО, работоспособность спидометра и датчика скорости.


Своевременно распознать ошибки и упущения в работе с тахографами помогает сервис по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards. С помощью этой программы вам удастся:

- Следить за исправностью тахографа - Обнаруживать проблемы с тахографом - Выявлять езду без карты - Пресекать нарушения режимов труда и отдыха

Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!

Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:

С оригиналом статьи вы можете ознакомиться здесь: https://georoute.ru/oshibki-pri-ekspluatacii-tahografa