Здравствуйте, уважаемый читатель!
Канал Ниппон Сервис представляет невыдуманные истории из практики эксплуатации, диагностики и ремонта автомобилей Мазда.
Два автомобиля Мазда3 (BP) и СХ-30 из линейки Мазда получили в свою комплектацию новый двигатель. SKYACTIV-X - двигатель, первый в мире использующий инновационный метод сгорания смеси бензина и воздуха с воспламенением от сжатия. Его технические характеристики приведены в этой публикации.
Чтобы объяснить, как работает SKYACTIV-X , следует рассказать о некоторых основах работы двигателя. В бензиновом двигателе топливно-воздушная смесь воспламеняется от искры свечи зажигания. В дизельном двигателе смесь топлива и воздуха сжимается и воспламеняется сама, только под действием давления и тепла. Дизельный двигатель более энергоемкий, чем бензиновый. Это означает, что в него поступает больше воздуха и меньше топлива, а это способствует лучшей экономии топлива. И хотя дизельные двигатели, как правило, выделяют меньше углекислого газа, чем бензиновые двигатели, они традиционно выделяют более высокие уровни твердых частиц сажи, которые могут вызвать загрязнение. Дизели, которые часто оснащаются турбонаддувом, имеют больший крутящий момент даже на низких оборотах, в то время как бензиновые двигатели имеют большую мощность на высоких оборотах.
SKYACTIV-X объединяет лучшее, что есть в дизельных и бензиновых двигателях без очевидных недостатков. Это происходит благодаря новой технологии под названием Spark Controlled Compression Ignition (SPCCI). Работая на обычном бензине, SPCCI работает, сжимая очень бедную топливно-воздушную смесь с более высокой степенью сжатия ( 15:1/16,3 : 1). Двигатель SKYACTIV-X использует искру для зажигания только небольшого плотного количества топливно-воздушной смеси в цилиндре.
Это повышает температуру и давление, так что оставшаяся топливно-воздушная смесь воспламеняется под давлением (как в дизельном двигателе), сгорая быстрее и полнее, чем в обычных двигателях.
Для оптимальной работы SPCCI в цилиндр двигателя встроен пьезоэлектрический датчик давления.
Инженеры Мазда установили в системе впуска подключаемый через муфту винтовой роторный компрессор, работающий в диапазоне от 1000 до 6800 об/мин. Вместе с муфтой, перепускным клапаном, интеркуллером и датчиками он образует Вспомогательную Систему Впуска [AIR ASSIST SYSTEM (AAS)], работа которой подробно раскрыта в этом материале.
Результат? На 10–30 процентов больше крутящего момента, чем у нынешнего бензинового двигателя SKYACTIV-G, с большей топливной экономичностью, чем у нынешнего SKYACTIV-D, и на десять процентов больше мощности. Инженеры проанализировали каждую деталь, от формы поршня до завихрения топливно-воздушной смеси во впускном коллекторе. Специально спрофилированная форма выемки в поршне позволила локализовать зарождение пламени и реализовать преимущества технологии SPCCI. Про уникальные констуктивные особенности поршневой группы в этой публикации.
Система выпуска очищает выхлопные газы, пропуская их через каталитический нейтрализатор, созданный по нанотехнологии со встроенным сажевым фильтром, и снижает шум выхлопных газов с помощью основного глушителя. Подробнее в этом материале.
Двухлитровый SKYACTIV-X будет производить больше мощности с крутящим моментом до 30 процентов больше, чем текущий SKYACTIV-G 2.0.
С использованием интегрированного стартера-генератора (ISG) с превосходной эффективностью выработки электроэнергии из кинетической энергии, генерируемой при замедлении транспортного средства, изменения коснулись и привода вспомогательных агрегатов.
Приводной ремень ISG передает усилие вращения шкива коленчатого вала на шкив ISG и компрессора кондиционера во время нормального движения. Во время работы в качестве привода мотор ISG передает усилие на шкив компрессора кондиционера и шкив коленчатого вала. Натяжение ремня при изменении направления приложения нагрузок обеспечивает кольцевой разделительный натяжитель (Decoupling Ring Tensioner).
Головка блока цилиндров (ГБЦ) изготовлена из алюминиевого сплава, обладает отличной теплопроводностью и легким весом. В верхней части камеры сгорания с двускатным профилем установлена свеча зажигания, что повышает эффективность сгорания смеси. Используются два впускных и два выпускных клапана на цилиндр. В ГБЦ установлены гидрокомпенсаторы (HLA), поддерживающие зазор клапана постоянно равным 0 мм, что не требует регулировки зазоров.
Благодаря использованию игольчатого роликового подшипника, встроенного в коромысло, контакт с кулачком при вращении имеет меньшие потери на трение по сравнению со скольжением. Цепной привод с электроприводом изменения фаз ГРМ расположен в задней части двигателя и закрыт задней крышкой.
Наряду с привычными элементами систем охлаждения двигателей система охлаждения SKYACTIV-X 2.0 имеет ряд особенностей. Для быстрого прогрева двигателя в системе охлаждения используются клапан переключения охлаждающей жидкости и электрический термостат.
В сочетании с шестиступенчатой механической или шестиступенчатой автоматической коробкой передач двигатель SKYACTIV-X обеспечивает мгновенный рост крутящего момента при нажатии на педаль акселератора, достигая своего пика 224 Нм на 3000 об/мин. А максимальную мощность 180 л.с. на 6000 об/мин. Расход топлива 5.9 - 6.3 л/100 км.
В отличие от электромобиля или другого автомобиля с альтернативным двигателем, здесь нет необходимости «переучиваться» вождению или беспокоиться о дальности поездки. SKYACTIV-X работает на обычном бензине и ездит так, как вы ожидаете от вашей Maзда.
Оставайтесь в движении с Ниппон Сервис!