Приветствую всех читающих вторую часть цикла статей о самых редких мотоциклах компании Jawa, найти которые в нашей стране практически невозможно. Конечно, на представленных моделях ряд выпущенных компанией мотоциклов, редких сегодня, не заканчивается. Впереди ещё третья, заключительная (а может и нет) часть цикла статей про самые труднодоступные для нас мотоциклы так полюбившейся всем марки. Ну а пока отбросим лирику и скорее приступим к обзору всех моделей, которые я сегодня собрал.
1. Jawa 500 OHV rumpál
Именно эта, технологически сложная модель с двигателем в 500 «кубов» стала первым мотоциклом, начавшим отчёт великой истории компании Jawa.
Франтишек Янечек основал производство в 1929 году в Праге, и начал выпуск мотоциклов по лицензии немецкой компании Wanderer. Некое подобие франшизы того времени.
Кстати, название марки "Jawa" было образовано из первых двух слогов имен владельца и немецкой компании: Janecek + Wanderer.
Очевидно, что прототипом первого мотоцикла послужила модель К 500 от вышеупомянутой немецкой компании
Однако говорить о полном заимствовании не приходится. Даже на фото видно, что двигатели при общей схожести различаются некоторыми деталями, но в целом двигатель Явы был переработан в лучшую сторону по сравнению с немецким мотоциклом.
Jawa 500 OHV была довольно дорогой, но при этом вполне комфортной и надёжной. Развивала скорость в 95 км/ч, расходовала 6 литров бензина на 100 километров пути, и очень много весила – целых 174 килограмма, а двигатель внушительной кубатуры развивал смешные сегодня 18 л.с. при трёхступенчатой коробке передач, переключение которых, кстати, осуществлялось рычагом, расположенным на блоке двигателя (!) мотоцикла.
Спорное в плане удобства решение, но всё встаёт на свои места, если вспомнить объём двигателя и очевидно не частую нужду в переключении его передач в пути по тихим улочкам Праги. Учитывая тягу двигателя на низах, не мудрено, что зачастую на этот роскошный мотоцикл устанавливали вместительную боковую коляску.
2. Jawa 350 OHV SPECIÁL (1935)
Эта модель была запущена в производство в 1935 году и имела четырехтактный одноцилиндровый двигатель, мощность которого равнялась 14,9 л.с, а его блок составлял одно целое с четырёхступенчатой коробкой передач. Очевидно, что эта модель была уже более, если так можно выразиться, "спортивной" чем 500 OHV, и ориентировалась на совершенно другого потребителя. По идее, она должна была заполнить промежуток между 175 кубовым Villiers и старшей моделью Jawa 500 OHV. С этой же миссией в своё время была запущена в производство Jawa 350 SV с множеством уникальных новшеств, но о ней обязательно расскажу в другой раз.
3. Jawa 250 speciál (1935)
Во всём многообразии представленных мотоциклов Jawa, эта модель теряется и на первый взгляд не имеет в себе ничего выдающегося, однако именно с неё началась история особого успеха компании и семейства её легендарных 250 «кубовых» двухтактных двигателей. Его конструкция оказалась настолько удачной, что эта модель, с изменениями и модернизацией изготавливалась вплоть до 1946 года – с перерывами и всеми вытекающими последствиями войны, конечно, но это почти 11 лет производства, за которые было изготовлено 14 тысяч таких мотоциклов. Мощность двигателя – 9 л.с., весил он 95 килограмм и потреблял смешные 3 литра топливной смеси на 100 километров. И всё это по вполне доступной цене в 5 490 крон. Постепенно чехи понимали, что с крупными мотоциклами с большой кубатурой двигателя у них не получается, и лучше всего продаются простые двухтактные модели, объёмом до 350 кубических сантиметров. Возможно, именно эта модель стала своеобразной «точкой» в вопросе дальнейшего развития моделей компании в сторону малых кубатур и простых, надёжных двигателей.
4. Jawa 350 Californian
Ещё одна очень интересная модель со спутанной историей. Её выпуск продлился всего 3 года – с 1970 по 1973, мотоцикл развивал солидные 25 л.с и мог достичь скорости почти в 130 км/ч, однако весил внушительных 153 килограмма. В целом, у него много общего с более привычной нам моделью 350/634, но наш герой имеет более устаревший двигатель, о чём говорит его "пузатость" и не модные для середины 70-ых сигарообразные глушители, которые, тем не менее, отлично вписываются в общую концепцию дизайна. Название "Californian" дано для привлекательности, так как модель экспортировалась в США. В целом, она являет собой всё то, к чему мы привыкли, однако даже раннюю 350/634 со схожим дизайном найти сегодня довольно не просто, что уж говорить о "Калифорнии", имеющей ряд уникальных в плане редкости отличий и маленький тираж с длительностью в 3 года.
5. Jawa-CZ 175
Да, неподготовленный читатель может быть удивлён таким поворотом событий. Но в целом, глядя на фото, вы всё поняли правильно: это CZ с внешностью «вишнёвки», «старушки», «квачки» – как вам угодно, и с двигателем в 175 кубических сантиметров.
Получилось такое слияние довольно просто. После национализации оружейного завода в Страконице – то есть, ČZ – производство оружия на нём было прекращено, и завод освоил производство мотоциклов. Но так как главным мотопредприятием в ЧССР стала Ява, и мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена как самостоятельная.
С исходным шасси разобрались. Что же касается двигателя?
CZ, несмотря на то что был оружейным заводом, имел большой опыт в производстве самостоятельных моделей мотоциклов под своей маркой до слияния с Явой. И опыт с двигателями объёмом 175 кубических сантиметров имел аж с 1934 года. Сам двигатель хорош: в 1973 году он развивал аж 15 л.с и максимальную скорость в 110 км/ч при 120 килограммах веса, что очень даже достойно.
В общем, мотоцикл интересный и довольно редкий. Однако в отличии от большинства представленных в статье моделей, найти его на просторах нашей родины – задача вполне реальная.
Вот и подошла к концу вторая часть рассказа о наиболее редких моделей нашей дорогой сердцу марки. Про неё ещё обязательно будут статьи, обещанные мною по ходу здешнего повествования, ну а в ближайшее время мы, пожалуй, переключимся и на других производителей – среди них тоже есть о чём рассказать и на что посмотреть. Ну а я прощаюсь с вами до следующих статей. Не забывайте ставить лайки и выражать в комментариях своё мнение по поводу статьи и, конечно, её героев.