Найти тему

5 малоизвестных и редких мотоциклов JAWA. Часть 2

Оглавление

Приветствую всех читающих вторую часть цикла статей о самых редких мотоциклах компании Jawa, найти которые в нашей стране практически невозможно. Конечно, на представленных моделях ряд выпущенных компанией мотоциклов, редких сегодня, не заканчивается. Впереди ещё третья, заключительная (а может и нет) часть цикла статей про самые труднодоступные для нас мотоциклы так полюбившейся всем марки. Ну а пока отбросим лирику и скорее приступим к обзору всех моделей, которые я сегодня собрал.

1. Jawa 500 OHV rumpál

Rumpál в переводе означает механизм, предназначенный для создания тягового усилия на канате – такое установлено на каждом деревенском колодце. Чувствуется логика в ассоциации мотоцикла с этим механизмом, но объяснить её и высказать почему-то не получается.
Rumpál в переводе означает механизм, предназначенный для создания тягового усилия на канате – такое установлено на каждом деревенском колодце. Чувствуется логика в ассоциации мотоцикла с этим механизмом, но объяснить её и высказать почему-то не получается.

Именно эта, технологически сложная модель с двигателем в 500 «кубов» стала первым мотоциклом, начавшим отчёт великой истории компании Jawa.

Франтишек Янечек основал производство в 1929 году в Праге, и начал выпуск мотоциклов по лицензии немецкой компании Wanderer. Некое подобие франшизы того времени.

Кстати, название марки "Jawa" было образовано из первых двух слогов имен владельца и немецкой компании: Janecek + Wanderer.

Очевидно, что прототипом первого мотоцикла послужила модель К 500 от вышеупомянутой немецкой компании

Тот самый Wanderer K 500 - главный вдохновитель.
Тот самый Wanderer K 500 - главный вдохновитель.

Однако говорить о полном заимствовании не приходится. Даже на фото видно, что двигатели при общей схожести различаются некоторыми деталями, но в целом двигатель Явы был переработан в лучшую сторону по сравнению с немецким мотоциклом.

Jawa 500 OHV была довольно дорогой, но при этом вполне комфортной и надёжной. Развивала скорость в 95 км/ч, расходовала 6 литров бензина на 100 километров пути, и очень много весила – целых 174 килограмма, а двигатель внушительной кубатуры развивал смешные сегодня 18 л.с. при трёхступенчатой коробке передач, переключение которых, кстати, осуществлялось рычагом, расположенным на блоке двигателя (!) мотоцикла.

Обратите внимание на двигатель и рычаг КПП.
Обратите внимание на двигатель и рычаг КПП.

Спорное в плане удобства решение, но всё встаёт на свои места, если вспомнить объём двигателя и очевидно не частую нужду в переключении его передач в пути по тихим улочкам Праги. Учитывая тягу двигателя на низах, не мудрено, что зачастую на этот роскошный мотоцикл устанавливали вместительную боковую коляску.

2. Jawa 350 OHV SPECIÁL (1935)

-4

Эта модель была запущена в производство в 1935 году и имела четырехтактный одноцилиндровый двигатель, мощность которого равнялась 14,9 л.с, а его блок составлял одно целое с четырёхступенчатой коробкой передач. Очевидно, что эта модель была уже более, если так можно выразиться, "спортивной" чем 500 OHV, и ориентировалась на совершенно другого потребителя. По идее, она должна была заполнить промежуток между 175 кубовым Villiers и старшей моделью Jawa 500 OHV. С этой же миссией в своё время была запущена в производство Jawa 350 SV с множеством уникальных новшеств, но о ней обязательно расскажу в другой раз.

3. Jawa 250 speciál (1935)

-5

Во всём многообразии представленных мотоциклов Jawa, эта модель теряется и на первый взгляд не имеет в себе ничего выдающегося, однако именно с неё началась история особого успеха компании и семейства её легендарных 250 «кубовых» двухтактных двигателей. Его конструкция оказалась настолько удачной, что эта модель, с изменениями и модернизацией изготавливалась вплоть до 1946 года – с перерывами и всеми вытекающими последствиями войны, конечно, но это почти 11 лет производства, за которые было изготовлено 14 тысяч таких мотоциклов. Мощность двигателя – 9 л.с., весил он 95 килограмм и потреблял смешные 3 литра топливной смеси на 100 километров. И всё это по вполне доступной цене в 5 490 крон. Постепенно чехи понимали, что с крупными мотоциклами с большой кубатурой двигателя у них не получается, и лучше всего продаются простые двухтактные модели, объёмом до 350 кубических сантиметров. Возможно, именно эта модель стала своеобразной «точкой» в вопросе дальнейшего развития моделей компании в сторону малых кубатур и простых, надёжных двигателей.

4. Jawa 350 Californian

Стоит отдать должное: внешний вид потрясает своей красотой. В дизайне виден плавный переходный этап к новой эпохе, новым формам, а мотоцикл выглядит очень целостно и стильно.
Стоит отдать должное: внешний вид потрясает своей красотой. В дизайне виден плавный переходный этап к новой эпохе, новым формам, а мотоцикл выглядит очень целостно и стильно.

Ещё одна очень интересная модель со спутанной историей. Её выпуск продлился всего 3 года – с 1970 по 1973, мотоцикл развивал солидные 25 л.с и мог достичь скорости почти в 130 км/ч, однако весил внушительных 153 килограмма. В целом, у него много общего с более привычной нам моделью 350/634, но наш герой имеет более устаревший двигатель, о чём говорит его "пузатость" и не модные для середины 70-ых сигарообразные глушители, которые, тем не менее, отлично вписываются в общую концепцию дизайна. Название "Californian" дано для привлекательности, так как модель экспортировалась в США. В целом, она являет собой всё то, к чему мы привыкли, однако даже раннюю 350/634 со схожим дизайном найти сегодня довольно не просто, что уж говорить о "Калифорнии", имеющей ряд уникальных в плане редкости отличий и маленький тираж с длительностью в 3 года.

5. Jawa-CZ 175

Это, кстати, оригинальный цвет, и он вполне ему идёт!
Это, кстати, оригинальный цвет, и он вполне ему идёт!

Да, неподготовленный читатель может быть удивлён таким поворотом событий. Но в целом, глядя на фото, вы всё поняли правильно: это CZ с внешностью «вишнёвки», «старушки», «квачки» – как вам угодно, и с двигателем в 175 кубических сантиметров.

Вот, если что, привычный нам оригинал – jawa 250 typ 353 (пусть и не с «тем самым» рулём, если вы понимаете о чём я)
Вот, если что, привычный нам оригинал – jawa 250 typ 353 (пусть и не с «тем самым» рулём, если вы понимаете о чём я)

Получилось такое слияние довольно просто. После национализации оружейного завода в Страконице – то есть, ČZ – производство оружия на нём было прекращено, и завод освоил производство мотоциклов. Но так как главным мотопредприятием в ЧССР стала Ява, и мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена как самостоятельная.

С исходным шасси разобрались. Что же касается двигателя?

CZ, несмотря на то что был оружейным заводом, имел большой опыт в производстве самостоятельных моделей мотоциклов под своей маркой до слияния с Явой. И опыт с двигателями объёмом 175 кубических сантиметров имел аж с 1934 года. Сам двигатель хорош: в 1973 году он развивал аж 15 л.с и максимальную скорость в 110 км/ч при 120 килограммах веса, что очень даже достойно.

Виновник торжества в более привычной нам окраске.
Виновник торжества в более привычной нам окраске.

В общем, мотоцикл интересный и довольно редкий. Однако в отличии от большинства представленных в статье моделей, найти его на просторах нашей родины – задача вполне реальная.

Вот и подошла к концу вторая часть рассказа о наиболее редких моделей нашей дорогой сердцу марки. Про неё ещё обязательно будут статьи, обещанные мною по ходу здешнего повествования, ну а в ближайшее время мы, пожалуй, переключимся и на других производителей – среди них тоже есть о чём рассказать и на что посмотреть. Ну а я прощаюсь с вами до следующих статей. Не забывайте ставить лайки и выражать в комментариях своё мнение по поводу статьи и, конечно, её героев.