В 2016 году по миру прокатилась волна взрывов смартфонов Samsung. Вскоре компания объявила об отзыве из продажи 2,5 млн Galaxy Note 7 с неисправными аккумуляторами, но на днях в руках у владельца загорелось устройство из новой партии. 25-летний житель Китая Хуэй Ренджи получил лёгкие ожоги пальцев и повредил свой MacBook.
Массовый отзыв смартфонов обошёлся Samsung Electronics примерно в $1 млрд — это около 5% чистой прибыли, которую компания рассчитывала получить по итогам 2016 года. За неделю после начала этой программы акции производителя подешевели на 10% — более чем на $20 млрд.
«Секрет» собрал топ других скандальных и дорогих отзывов товаров.
Volkswagen и его Дизельгейт — $18 млрд (2015 год)
В сентябре 2015 года выяснилось, что автомобильный гигант намеренно оборудовал модели с дизельными двигателями программным обеспечением, которое занижает показатели выброса вредных веществ. Репутационный удар был настолько сильный, что это дело, по аналогии с Уотергейтом, тут же начали именовать Дизельгейтом.
На отзыв 11 млн машин в разных странах и другие расходы, обусловленные скандалом, концерн уже заложил $18 млрд. Большая часть суммы, $10,03 млрд, пойдёт на погашение судебных претензий автовладельцев. Вполне возможно, потери будут ещё больше. Совокупная сумма иска, поданного инвесторами Volkswagen, — более $9 млрд.
Опасный препарат компании Merck — $9,6 млрд (2004 год)
В 2004 году после пяти лет продаж на американском рынке обезболивающего препарата Vioxx немецкая компания Merck была вынуждена его отозвать — клинические испытания показали, что лекарство повышает риск сердечных приступов. Только из-за остановки продаж фармкомпания потеряла $725 млн. Но это было только начало.
В 2008 году обнаружилось, что в Merck узнали о побочных эффектах лекарства ещё во время первых испытаний, но в отчётах, представленных Управлению по продуктам и лекарствам США, об этом не сказали. По некоторым оценкам, это умолчание унесло жизни более 55 000 человек.
Прямую вину Merck в смертельных случаях не доказали, но судебные разбирательства обошлись ей примерно в $8,9 млрд. Большая часть денег ушла на оплату исков по судебным разбирательствам: $6,75 млрд — в 2007 году, $58 млн — в 2008-м, $950 — в 2011-м, $1,06 млрд — в 2016-м.
Замок зажигания в машинах General Motors — $4,1 млрд (2014 год)
В 2014 году General Motors пришлось отозвать более 30 млн машин по всему миру — из-за неисправности замка зажигания двигатель глох во время движения. Звучит безобидно, но, по некоторым оценкам, этот брак унёс минимум 77 жизней. С августа 2014 года компания получила почти 5000 претензий от пострадавших, более 200 из них признала убедительными и зарезервировала на выплаты $400 млн.
Как выяснилось, производитель обнаружил дефект ещё в 2004 году, но только девять лет спустя он признал его публично, после того как причина одной из аварий получила официальное подтверждение. Топ-менеджмент не только скрывал неисправности, но и увольнял работников, которые указывали руководству на риски. Об этом СМИ рассказал один из бывших сотрудников компании, отвечавший за оценку качества машин.
Резиновые коврики в автомобилях Toyota — $3,2 млрд (2009 год)
Японский автогигант регулярно попадает в новости из-за скандальных возвратов своих машин. Самым громким стал отзыв более 10 млн автомобилей в 2009–2011 годах — в авариях тогда погибли 37 человек. Причиной инцидентов были обычные коврики, которые цеплялись за педаль акселератора и мешали управлению, а также залипание самих педалей.
Компания надеялась, что эти ошибки обойдутся ей в $2,1 млрд. Но в 2012 году суды заставили Toyota заплатить ещё $1,1 млрд.
С тех пор Toyota отзывала продукцию с рынка ещё несколько раз. Только в 2016 году она вернула 3,37 млн автомобилей — из-за проблем с системами контроля выбросов и с подушками безопасности. Но на этот раз счёт потерь идёт всего лишь на десятки миллионов долларов.
Шины Firestone во внедорожниках Ford — $3 млрд (2000 год)
В начале 2000-х многочисленные автокатастрофы с участием джипов Explorer обошлись Ford и японскому производителю шин Bridgestone (на американском рынке — Firestone) в миллиарды долларов. Власти заставили производителей заменить 6,5 млн покрышек, когда получили подтверждение, что именно они были причиной аварий, в которых погиб 271 человек.
Ответственность легла на плечи обеих компаний, так как производственные стандарты на шины устанавливал Ford. Это обстоятельство позволило Bridgestone настаивать на том, что она ни в чём не виновата. В результате партнеры разорвали деловые отношения, длившиеся почти сотню лет.
Чтобы хоть немного смягчить удар по своей репутации, Ford решил отозвать с рынка вообще все шины Firestone. Этот жест обошёлся ему в $3 млрд.
Материал впервые опубликован 30 сентября 2016 года. #архив_секрета