Найти тему
Валерий Грачиков

«Ничего себе на курорт попали» - думали, наверное, американские летчики, подлетая к Пёрл-Харбору на В-17

Возможно, что в тот солнечный, декабрьский день, завершая свой утомительный перелет через Тихий океан на Гавайи, летчики и члены экипажей В-17 думали и говорили:

- Ничего себе, на курорт прилетели.

И надо сказать, причины у них были веские…

Это изображение другого боя, но В-17 тут красиво получился
Это изображение другого боя, но В-17 тут красиво получился

Дело в том, что 12 бомбардировщиков В-17 прилетели в Пёрл-Харбор как раз 7 декабря 1941 года, аккурат в самый разгар большого погрома.

Самолеты взлетели с расположенного в Калифорнии аэродрома Гамильтон в 22:30 6 декабря. Это был стандартный, в общем-то, перелет. Но так как лететь было далеко, то с самолетов сняли все вооружение. Ведь никто не подозревал, что война для американцев начнется прямо завтра, а надо было пролететь почти 4000 километров.

Поэтому к Пёрл-Харбору подлетали уже с минимум топлива и без оружия. А там…

Для начала они увидели, что на аэродроме большой пожар. Тем не менее, по радио запросили разрешение на посадку, садиться то надо. И по ним открыли огонь японские самолеты, а заодно и американские зенитки.

Говорят, что потом командир этой эскадрильи сказал:

- Ну надо же так вступить в войну, без оружия и на последних каплях топлива…

Но это расскажут потом, а сейчас надо было еще сесть, одновременно уходя при этом от огня японских «Зеро» и своих собственных зениток.

В итоге, первый из бомбардировщиков сел на соседнем аэродроме, умудрившись совершить посадку на короткой полосе для истребителей. Еще три самолета сели на Хикем-филд – аэродроме, на который изначально и планировалась посадка. После посадки экипажи разбежались по укрытиям.

Тоже красивый В-17, хотя и не та модификация, на которой летчики прилетели в Пёрл-Харбор
Тоже красивый В-17, хотя и не та модификация, на которой летчики прилетели в Пёрл-Харбор

Пока один из В-17 кружил, ожидая своей очереди на посадку, его атаковали сразу шесть «Зеро». Бомбардировщик маневрируя, попытался снять их с хвоста. В итоге у него повредили два мотора из четырех. Но тут как раз удачно подвернулось поле для гольфа и летчик Френк Востром посадил поврежденную машину на него.

Следующие машины, также уворачиваясь от японцев и продираясь через огонь своих зениток, сели на Хикем-филд.

Что характерно, как японцы и американские зенитчики ни старались – все 12 машин, хоть и получили повреждения, совершили посадку, все экипажи остались целы. Даже ранения в основном получили уже когда разбегались от машин после посадки, то есть на земле.

А что самолеты?

Для техники все закончилось все-таки печально. 10 из 12 бомбардировщиков японцы раздолбали уже после посадки – на земле.

Модель Кэтлин Литцингер рядом с "Летающей крепостью" B-17 Miss Angela из Музея авиации Палм-Спрингс, Калифорния. Этот самолет построили в 1945 году, зато он до нашего времени сохранился в отличном состоянии
Модель Кэтлин Литцингер рядом с "Летающей крепостью" B-17 Miss Angela из Музея авиации Палм-Спрингс, Калифорния. Этот самолет построили в 1945 году, зато он до нашего времени сохранился в отличном состоянии

Хорошая все-таки была машина эта «Летающая крепость». Сколько было примеров, когда разбитые и раздолбанные В-17 успешно возвращались после рейдов на Германию.

«Мы летим, ковыляя во мгле…» - это ведь про него. Про В-17 и его экипаж, «идущий на последнем крыле». Хороший фокстрот, первый раз исполненный в 1943 году в США и у нас – сначала Утесовым и потом, через много лет Чижом.

Но все-таки надо так было на курорт утром в воскресенье прилететь… Уж «повезло» так «повезло».

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм