Найти в Дзене
Vixerunt

«Проверка на дорогах» Алексея Германа. Фильм, который был запрещён на 15 лет

В своем исследовании советских фильмов о войне кинокритик Дениз Янгблад утверждает, что, хотя советское общество в 1970-е годы находилось в состоянии стагнации, советский фильм о войне определенно не был таким: «Тематический разрыв между фильмами о войне, предназначенными для широкой публики, и фильмами для интеллигенции значительно сократился. Ни один из фильмов не был героическим в общепринятом смысле этого слова. Все они показывали, как обычные люди переживают кошмар войны» (1).

https://pbs.twimg.com/
https://pbs.twimg.com/

«Проверка на дорогах» Алексея Германа (1971), пожалуй, больше, чем любой советский военный фильм того времени, убедительно иллюстрирует тезис Янгблада. Снятый в 1971 году и свободно адаптированный по повести отца режиссера, Юрия, «Операция «С Новым годом» (первоначально так назывался и сам фильм), он повествует о бывшем красноармейце Лазареве (Владимир Заманский), который, перейдя на сторону нацистов, в итоге решил доказать свою верность матушке-России. Он попадает в плен к партизанам, и к нему относятся с большим подозрением, прежде чем дают шанс доказать свою преданность серией операций против немецких оккупантов.

https://img10.lostpic.net
https://img10.lostpic.net

Что особенно выделяет «Проверку на дорогах», так это гибридность фильма, то, как он успешно сочетает элементы как популярного, так и художественного кино. В то время как фильм в основном посвящен исследованию моральных аспектов войны – ужасного выбора, навязанного как солдатам, так и гражданским, – он также не чужд жестокому зрелищу через серию боевых сцен, кульминацией которых является налет на нацистскую железнодорожную станцию, в котором главный герой, ранее пытавшийся покончить с собой, превращается в нечто вроде фигуры Рэмбо, в одиночку расстреливающий десятки нацистов.

https://kinoursa.ru
https://kinoursa.ru

В начале фильма, как и в более поздних советских фильмах о войне, таких как «Восхождение» Шепитько (1977), на передний план выходит гнетущая русская погода. Пока непрерывно идет сильный дождь, два крестьянина безучастно наблюдают, как нацистский конвой уничтожает их урожай картофеля, топя его в бензине.

Дождь превращается в мертвенно-густой снег, когда мы видим, как Лазарева захватывает в плен молодой партизан. Драматический конфликт сосредоточен на том, что делать с Лазаревым. Арестовать его? Или позволить ему воскреснуть из мертвых, как Лазарю (к которому отсылает его фамилия), и проявить себя как советский солдат? А пока есть немцы, которых нужно убивать, и мосты, которые нужно взрывать, Лазарев предлагает руку помощи в борьбе.

Очень мало что сообщается о мотивации главного героя, и поэтому фильм идет по лезвию ножа неопределенности, когда каждый персонаж в некотором роде подозрительно относится к другому. Настоящий подвиг заключается в том, что партизанам удается контролировать ситуацию внутри подразделения достаточно долго, чтобы сразиться с общим врагом.

https://sun9-10.userapi.com/
https://sun9-10.userapi.com/

Здесь есть отсылки к фильму Жан-Пьера Мелвилля «L'Armée des ombres» («Армия теней», 1969), поскольку «Проверка на дорогах» не только ставит под сомнение мифы, окружающие объединенное сопротивление фашистским захватчикам, но и пронизано Мелвилловским чувством тщетности усилий.

Известно, что эта идейная направленность была одним из факторов, которые привели к тому, что советские цензоры запретили фильм Германа на более чем 15 лет. Согласно заключению главной сценарной редакционной коллегии Госкино 10 сентября 1971 г., «Проверка на дорогах» «искажает образ героического времени» – «люди, которых он изображает, могли только проиграть Великую Отечественную войну»; подтекст в том, что фильм Германа «делает нас кем-то другим, а не теми, кем мы хотим быть».

https://m.media-amazon.com
https://m.media-amazon.com

«Проверка на дорогах» нашла путь к кинозрителю только с началом перестройки, выйдя на экраны кинотеатров в 1985 году.

В то время как «Проверка на дорогах» разделяет монохромную палитру фильма «Восхождение», смелый широкоэкранный Герман во многом отличается от сурового 1,33:1 Шепитько. Последний фильм, посвященный судьбе двух персонажей, черпает свою выразительную силу в крупных планах.

В «Проверке на дорогах» больше внимания уделяется динамике; Герман чередует быстрые, четко отредактированные последовательности кадров, и более длинные, более размеренные дубли.

В одном из самых захватывающих эпизодов фильма нам представлен кадр с высоты птичьего полета толпы российских военнопленных, перевозимых на барже. Сначала заключенные заполняют весь кадр, но затем камера медленно отодвигается, обнажая треугольник из плотно сбитых друг с другом тел – фактически их так много, что мы не можем разглядеть края баржи.

http://www.imfdb.org
http://www.imfdb.org

Янгблад, обсуждая развязку фильма, по понятным причинам недоумевает по поводу запрета цензоров: «Можно было бы поспорить, что «Проверка на дорогах», которая была запрещено, более позитивна, чем «Восхождение». В первом случае коллаборационист Лазарев искуплен ценой своей жизни за Родину, а во втором предатель Рыбак отправляется в чистилище» (1).

Несомненно, один из величайших постсталинских советских фильмов о войне, «Проверка на дорогах» – в его смешении стилей, развенчивании мифов и общей неоднозначности – предвосхищает более поздние работы Германа, в первую очередь «Мой друг Иван Лапшин», 1984).

Все фильмы Германа сосредоточены на моментах, в которых история и миф переплетаются, если не опасно неразличимы. Герман сам называл свои фильмы «антипоточными», «против течения»: разрушающими достоверность и подрывающими удобные истины.

Источник: (1) Denise J. Youngblood, Russian War Films: On the Cinema Front, 1914-2005, University of Kansas Press, Kansas, 2007, p. 184.

Спасибо за чтение! Давайте делать канал вместе – подписывайтесь на нас и пишите, о чем бы Вам хотелось прочесть.