Найти тему
Автомобили СССР

Легковой МАЗ с танковым дизелем (МАЗ 541)

Мало кто знает, что знаменитый и некогда овеянный ореолом изобретательской славы, правда ныне заметно потускневшей, Минский автозавод, выпускал и легковые автомобили. Да, не серийно, да полноприводные и не легковые, а «легковые», но так напоминающие американские доджи и паккарды пятидесятых годов. Встречайте! Это МАЗ с поэтическим индексом 541, коих на просторах разрушевшегося Нерушимого Союза было множество (индексов, а не этих МАЗов)… 541…Вслушайтесь в произнесенное вслух это числительное…541…Правда в нем что-то есть?) Впрочем как и в МАЗ 532 или МАЗ 64227 или МАЗ 554901J. Эту поэтику дано уловить не каждому.

Колесная формула у этого легкового грузовика или грузовой легковушки 4x4 с отключаемым передним приводом. Тип кузова характеризуется мною ни много ни мало как купе. Движительная установка аж танковый дизель Д-12А, который берт своё начало ещё от дизеля В-2, который ставили на танках Т-34, Т-34-76 и КВ во время войны. Его кстати, до недавнего времени ещё выпускали в Чехии, Польше (до 2005-2006 гг.), говорят, до сих пор выпускают и в Китае, правда сами в этом наши для кого дальне, а для кого и ближневосточные друзья не сознаются. Данный агрегат имеет 12 цилиндров, расположенных V образно, рабочий объём 38,88 л (считай 4 оцинкованных ведра студеной водицы из колодца), ГРМ верхнеклапанный, развивает максимальную мощность в дефорсированном гражданском варианте в 300 орловских тяжеловесных лошадинных сил при 2000 об/мин и «кушает» на крейсерской скорости в 40 км/ч 130 л солярки на 100 км.

Почему орловских тяжеловесных? Купе в снаряженном состоянии весило аж 28 230 кг, имело габариты 7800x3400x2800 (длина, ширина, высота) c базой в 3400 мм. Коробка двухступенчатая, а шины имеют разные размерности: спереди стояли передние колеса от трёхосного самосвала ЯАЗ 214 (15,00-20), а сзади от карьерного первенца нашей страны МАЗ 525 (17,00-32), поскольку на задние колеса приходилась большая нагрузка. Тормоза не гидравлические, а пневматические с барабанами по кругу.

Для чего же выпускался сей странный на первый взгляд, да и на второй тоже «аппарат»? А для буксировки пассажирских лайнеров Аэрофлота, а ими как известно летали тогда все и может быть кто-то из ныне читающих этот пост да и видел его «живьем». Машины в количестве 13 единиц были выпущены на МАЗе в 1960 и 1961 годах (где-то упоминается 1955-1956 гг, с моей точки зрения первый вариант правдивее по целому ряду причин). Служили для тяги по летному полю ИЛ-18 ,ТУ-104, позже Ту-134 и даже ИЛ-62. До этого в качестве тягачей лайнеров выступали обычные грузовики с балластом в кузове, но с ростом массы пассажирских самолетов их тяговых усилий уже не хватало. МАЗ 541 мог тянуть за собой лайнер массой 85 000 кг

-2

Тягач-купе имел в салоне два руля, но это не из-за того что не был оснащен гидроусилителем руля, а просто имел два полноценных поста управления, - для переднего и заднего хода. Эти машины работала в аэропортах Москвы, Минска и Киева, на аэродроме в Жуковском и даже таскали первые Ту-144 (сухая масса 85 т, полная взлетная 180 т). Насколько мне известно последняя уникальная машина была списана в утиль именно с Жуковского в 1977-78 годах. Ни одного экземпляра до наших дней не сохранилось. Всем тогда ещё думалось, да мало ли технических чудес впереди мы еще создадим?! Оказалось, что очень мало. Нет ни Ту-144, ни МАЗа 541.

-3

И если единственный оставшийся прикованный к земле Лебедь худо – бедно поддерживается энтузиастами, то МАЗу не довелось дожить и до этой участи…

**Спасибо за лайк и подписку.**

Советский Колумб. Первый отечественный автобус вагонной компоновки (НАТИ-А)
Квадрат после круга. Картины Малевича (ЛАЗ 696, 698, 4202, 42021, 42022)
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)
Авто
5,66 млн интересуются