Комфортабельный автомобиль скорой помощи
На базе лимузина ЗИС-110 на заводе был спроектирован специализированный санитарный автомобиль. Первые попытки создать комфортабельный автомобиль скорой медицинской помощи, взяв за основу лимузин высшего класса, на предприятии предпринимались и до войны, тогда еще на базе ЗИС‑101. Но далее двух построенных заводских экземпляров дело не пошло (при этом автобазы городских здравотделов часто переоборудовали автомобили ЗИС-101 в санитарные самостоятельно, но к заводу ЗИС это отношения не имело). А вот санитарный вариант на базе ЗИС-110 сразу был заложен в предполагаемую к выпуску гамму легковых машин. По сравнению с лимузином санитарная версия имела ряд серьезных отличий.
Салон ЗИС-110 санитарный
Перегородка внутри кузова (несколько иного типа, чем у лимузина, со сдвижным стеклом) делила внутреннее пространство на два независимых отсека — кабину водителя и медицинский салон. В медицинском салоне на специальных направляющих размещались и фиксировались носилки с больным или пострадавшим и устанавливались два складных сиденья для сопровождающего персонала.
Для удобства погрузки носилок в салон конструкторы довольно серьезно переделали заднюю часть автомобиля. И хотя она сохранила те же обводы кузова, что и базовый лимузин, вместо крышки багажника и заднего стекла на «санитарку» устанавливали большую подъемную пятую дверь, которая фактически превращала данный автомобиль в универсал. По гигиеническим соображениям отсек для запасного колеса машины, находящийся под полом медицинского салона, был сделан полностью изолированным. К нему вел специальный откидывающийся люк, располагавшийся под пятой дверью. Санитарные машины имели, как правило, светлую бежевую окраску, а окна медицинского отсека выполнялись матовыми, непрозрачными или задергивались занавесками. В качестве опознавательного знака санитарного транспорта над ветровым стеклом машины устанавливалась дополнительная фара с символикой Красного Креста.
Санитарные автомобили ЗИС-110 эксплуатировались в основном в крупных городах, там, где в полной мере можно было использовать их основные преимущества в скорости и комфорте перед другим санитарным транспортом. Кроме того, эти машины были очень чувствительны к качеству бензина и его октановому числу — первое время для легковых автомобилей ЗИС-110 даже специально выпускался особый сорт бензина «Экстра». Всего было изготовлено не менее 48 санитарных автомобилей на базе ЗИС-110. Сегодня эти машины часто обозначают индексом ЗИС‑110А, но в заводской документации 1940–1950-х литера А в их названии отсутствует.
Узнать больше о легендарных моделях советского автопрома вы можете в коллекциях «ДеАгостини» - www.deagoshop.ru
Подписаться на коллекцию М21 «Волга»