Это перевод статьи Чарли Чу, которую я подсмотрел в блоге Тимура Зарудного.
Тимур только что закончил курс о том, как доводить начатое до конца, а не бросать на пол пути. 42 письма курса стоят 2500 ₽. Подписывайтесь, если ещё не.
Следите за обновлениями блога в ВК, ФБ или Телеграме. Подписывайтесь там, где удобнее.
Недавно мне попалась книга израильского философа Иддо Ландау «Как найти смысл в неидеальном мире».
Это не сборник практических советов. Наоборот, в книге полно понятных идей о том, как думать о смысле жизни.
Давайте вместе их разберём.
Неправильный вопрос?
Создаётся проблема, когда судья спрашивает обвиняемого: «Почему вы били жену?». Судья делает предположение, что мужчина действительно бил свою жену. Вопрос содержит его внутри себя.
Вопрос о смысле жизни тоже содержит предположение:
- «В чём смысл жизни?» Предполагается, что есть единый смысл.
- «Есть ли у моей жизни смысл?» Предполагается (или подсказывается), что возможны ответы «да» или «нет».
Ландау уверен, что оба эти предположения не верны. У наших жизней может быть несколько смыслов — они должны обладать несколькими смыслами. И глобальная задача не в «наличии» или «отсутствии» смысла жизни... А в его достаточности.
Чтобы понять это, мы должны сместить суждение со «смысла» к «ценности».
От смысла к ценности
Ландау утверждает, что проблема смысла — на самом деле проблема недостатка ценности:
«... воспринимать жизнь бессмысленной или недостаточно осмысленной, значит вести жизнь с недостаточным количеством ценимых аспектов. Другими словами, те, кто воспринимают жизнь бессмысленной, чувствуют разрыв между ожиданиями и реальностью: разрыв между степенью ценности, которой жизнь должна обладать, и степенью ценности, которой она обладает.»
Когда жизнь ощущается бессмысленной, это может значить, что у нас завышенные ожидания (перфекционизм).
Но это так же может значить, что мы на самом деле не обладаем достаточной ценностью в жизни — возможно мы слишком неуверенны в себе, живём одни, не общаемся с друзьями, ненавидим свою работу, тонем в одиночестве и экзистенциальном страхе. (Я знаю, что всё это значит. И это фигово.)
Вот почему это переход от смысла к ценности так важен.
Во-первых, намного легче спросить: «А в моей жизни достаточно ценного опыта?», чем «А моя жизнь имеет смысл?» Такой вопрос более чёткий. Есть целая область теории полезности, которая изучает, как мы создаём и исследуем ценность. Уже многое здесь сделано до нас.
Но самая важная вещь о ценностном рассуждении в том, что оно открывает два пути. Чтобы найти смысл мы можем либо:
- Добавить больше ценности. Выделить действия, которые являются или могут быть ценными для нас — работу в саду, медитацию, волонтёрство и так далее — и больше ими занимаемся. Либо наоборот убрать из жизни действия, которые снижают ценность (например, игнорировать злые комментарии об опечатках).
- Изменить способ рассуждения. По-другому оцениваем то, чем обладаем. Возможно, в нашей жизни уже есть источник ценности, но мы не воспринимаем его с этой стороны. (Пример: я знаю японца, который думает, что красавица-жена и дочь «рушат его жизнь», потому что он проводит всё время в попытках поддержать их и не может делать ничего другого. Хотя, если они исчезнут, он будет просто раздавлен.)
Закрепим это и попробуем изменить своё мышление.
Визуализация смысла
Для большинства из нас смысл жизни выглядит примерно так:
С этой сознательной картины мы видим смысл жизни категоричной или бинарной величиной. Он либо есть, либо нет. Это не только не приносит пользы, но и демотивирует.
Ландау предлагает воспринимать его как спектр. Представьте шкалу от нуля (полной бессмыслицы) до ста (абсолютной осмысленности).
Прямо сейчас вы где-то на этой шкале:
Где-то на шкале есть субъективный рубеж осмысленности.
Когда у нас в жизни достаточно ценности, чтобы его преодолеть, она обретает смысл.
Почему эта модель мне сильнее нравится:
- Она показывает, что у нас уже есть ценность. В большинстве случаев ваша жизнь не лишена ценности. Скорее что-то уже несёт вам какую-то ценности. Всего лишь нужно поработать над тем, чтобы подтянуть эти аспекты жизни.
- Это не так страшно. Подтянуться на пару дюймов не вызывает такого ужаса, чем весь путь от бессмыслицы к осмысленности.
- Ясная цель. Мы должны либо а) дойти до своего рубежа, либо б) приблизится к нему.
- Есть возможность для отклонений. Ценность не является постоянной на протяжении всей жизни или разных её моментов. По этой модели мы можем представить как с течением времени движемся по шкале вперёд-назад.
- Она учитывает психологию. Рубеж помогает визуализировать как изменяются наши ожидания. Вот почему люди с высокими (и ошибочными) стандартами могут чувствовать, что их жизнь не имеет смысла.
Однако я думаю, что у этой модели есть одна слабость — хотя психология берётся в расчёт, но этого не достаточно.
Модель капельного кофе
Многие жертвы холокоста сохранили ощущение значимости жизни, другие потеряли его полностью от полного отчаяния. Хотя у обеих групп был схожий опыт, осмысленность по-разному влияла на психологию.
Другими словами, ценность не связана с объективным опытом. Важно, как вы её воспринимаете.
Ландау, конечно, описал это в своей книге. Ценность жизни складывается не из числа друзей или в количества увиденных закатов раз. Её могут дать вещи, которыми вы уже обладаете. Главное во время это распознать.
Однако, не думаю, что он дал хороший способ визуализировать это.
Чтобы показать вам этот концепт, я создал модель капельной кофемашины.
Представьте кофейник с фильтром.
Подумайте о всех вещах в жизни, которые имею ценность — закаты, ночные посиделки с вином, лекции на Ютубе, симфонии Бетховена и так далее. Эти вещи «текут» в ваш фильтр.
Если достаточное количество вещей просачивается сквозь него в кофейник, то жизнь обретает смысл. Если их недостаточно, то она его теряет.
Чтобы наполнить кофейник, не нужно думать только о том, что в него втекает. Вы должны разобраться, может ли что-то физически просочиться через фильтр.
У моего друга японца есть прекрасная жена и два чудесных ребёнка. Однако, недавно он начал думать, что семья разрушает его жизнь. «У меня нет свободы заниматься тем, чем реально хочется. Мне нужно больше времени на себя.»
Жена и дочь не могут пройти сквозь его психологический фильтр. Сила воли — или ужасное событие — может изменить его восприятие, но сейчас он слеп к ценности, которой уже обладает.
Вот почем перфекционизм так вреден. Вы можете воспринимать его как по-настоящему серьёзный фильтр, сквозь который не может просочиться ничто кроме высочайших достижений. Побочный эффект в том, что мы пропускаем все слишком мелкие ценности жизни.
Как приготовить кофе
Теперь применим эту модель к нашим жизням. Как заполнить кофейник?
Как я сказал ранее, мы можем:
- Добавить ценности. Получить приток большего количества ценных вещей.
- Довольствоваться тем, что имеем. Пропускать больше ценных вещей сквозь фильтр.
Чтобы понять, как добавить ценности, можно отрефлексировать прошлое; понять, что вы даёте другим; читать книги; думать об этике и политике. Можно оценивать то, что делаем каждый день и спрашивать себя, «Даёт ли это ценность?» Если что-то её не приносит, значит пора прекращать им заниматься.
Чтобы ценить то, чем обладаем (и развить психологический фильтр), можно практиковать осмысленные медитации, читать стоических философов, общаться с Беуддистскими монахами, начать вести дневник, голодать на протяжении 48 часов и так далее.
Иддо Ландау говорит, что цель его книги в том, чтобы снять смысл жизни «с пьедестала». Мне кажется, что он именно это и сделал... Возможно «сорок два» не было единственным ответом.