Текст: Антон Ширяев; Фото: Chery
Двигатель бьётся в истерике у самой отсечки, правая педаль скоро продавит в полу дырку, слепой левый поворот стремительно приближается, а завершить обгон никак не удаётся. Тормозить уже поздно, надо заканчивать манёвр, и в этот момент в лоб выскакивает KIA Cerato с горячим азербайджанским джигитом за рулём. Руль вправо, ровняю машину, торможение – Chery двумя колёсами скачет по обочине, становясь неуправляемым. Снова газ, руль влево, и Tiggo проходит поворот по самой кромке, бомбардируя окрестности камнями из-под правых колёс. Когда мы благополучно преодолели поворот, и меня, и коллегу накрывает адреналиновой волной – смеёмся, как наркоманы. Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу…
Почему пятый – это четвёртый
Tiggo 3 –особенная модель для Chery, ведь могущество компании основано именно на ней. Если вы улыбнулись, прочитав словосочетание «могущество компании Chery», то сделали это зря. Невероятно, но факт: каждый пятый проданный за пределами КНР китайский автомобиль носит эту марку. Конечно, экспортные продажи Chery не сравнить с внутрекитайскими, но всё равно звание экспортёра номер один внушает уважение. Ну а в России Tiggo 3, который до появления Tiggo 5 был известен как просто Tiggo без цифрового индекса, и вовсе основной кормилец компании.
Кстати, нынешнее обновление является пятым рестайлингом только в Поднебесной, а в нашем Отечестве четвёртое обновление не привозили. Дело в том, что четвёртое обновление было промежуточным. В 2014 году Tiggo 3 получил новую внешность, а в 2016 – интерьер. Пропуск четвёртого Tiggo первоначально не был запланирован: уже осенью 2015 года машина должна была встать на конвейер завода Derways в Черкесске. Но вмешался кризис, и Tiggo FL (третий рестайлинг) продержался на рынке до этой зимы.
«Рафик» не при чём
За те 12 лет, что классический Tiggo остаётся на рынке, китайский автопром прошёл несколько больших этапов. Сейчас современные машины из Поднебесной совсем немного уступают тем же «корейцам», а в 2005 году, когда Tiggo только встал на конвейер, все китайские компании копировали дизайн японских машин. И Chery не был исключением –экстерьер оригинального Tiggo явно создавался по мотивам Toyota RAV4 второго поколения. Глядя на новенький Tiggo 3, об этом и не вспоминаешь: китайцы очень серьёзно переосмыслили дизайн кроссовера, да и вторые RAV4 на дорогах встречаются всё реже.
В ходе обновления 2014 года кроссовер получил новые фары, задние фонари, решётку радиатора, бамперы и кофр запасного колеса, –опознать в новинке привычный Tiggo можно только по общим пропорциям и остеклению. А вот в салоне от былого не осталось и следа. С Chery Tiggo у меня долгая история отношений. В те уже далёкие времена, когда я был начинающим водителем, а Tiggo – новинкой российского рынка, кроссовер Chery купил мой товарищ. И тогда я его не понял. Помимо вторичного дизайна, Chery «радовал» аморфными сиденьями, характерным запахом в салоне и мягкими стрелками приборной панели –в состоянии покоя они почти касались кончиками циферблатов, а при наборе скорости и оборотов... распрямлялись!
Но всё это в прошлом. Вместо вертикальных линий – горизонтальные, вместо двух дисплеев –один большой, новые панель приборов и селектор вариатора и никакой синей подсветки. Да, неприятного запаха тоже нет. Близкую к оптимальной посадку удалось подобрать довольно быстро – говорить об идеале не позволяет отсутствие регулировки руля по вылету. А уж такой мультимедиа-системой точно не может похвастать ни один автомобиль из Китая. Обычно в китайских машинах мультимедиа-системы не отличимы от планшетника на OS Android или Windows.
В них есть такие «незаменимые» в машинах функции, как «сапёр» или «косынка», но пользоваться собственно автомобильным функционалом неудобно. У Tiggo 3, как и у Tiggo 5, разработанная на основе Linux мультимедиа-система Cloudrive c 8-дюймовым цветным HD-дисплеем и функцией MirrorLink, позволяющей дублировать дисплей вашего смартфона. Соответственно, вы получаете доступ ко всем скачанным приложениям вроде «Яндекс.Навигатора» или «ВКонтакте». Жаль, что пока синхронизация доступна только для устройств на «Андроиде». Так что Tiggo 3 теперь полностью соответствует стандартам, заданным машинами серии Ambition Line. И не скажешь, что оказался за рулём «китайца»!
Почти современная машина
Удивительно, но при всех минусах оригинального Tiggo, ехала машина весьма прилично. Кроссовер мгновенно реагировал на руль, проглатывал мелкие и средние неровности и достаточно бодро разгонялся. Расстраивали только ватные тормоза и задержка в реакциях на газ. Новый Tiggo 3 практически лишён и этих минусов. Тормоза поначалу расстраивают слишком заметной ступенькой при переходе от свободного к рабочему ходу. А ещё на одном из кроссоверов практически отсутствовало нулевое положение – машина реагировала даже на минимальное отклонение руля. В остальном всё неплохо. Если не торопиться, конечно.
Потому что торопиться не получится, ведь что с вариатором, что с механикой 100 км/ч Tiggo 3 набирает... спустя 15 секунд после старта! И именно недостаток динамики подставил меня под летящий в лоб Cerato – машине банально не хватило для обгона длиннющей прямой, а когда поворот был уже слишком близко, то и смысла тормозить не было. Поэтому о Tiggo 3 лучше сразу забыть тем, кто ждёт от машины хоть какой-то динамики. Потому что динамика кроссовера Chery покажется адекватной, только если вы пересаживаетесь в него из Lada 4x4 или Suzuki Jimny. Вторая производная недостатка мощности – избыток шума.
Вариатор поднимает обороты к 6 000, и… ничего не происходит. Tiggo м-е-е-е-дленно набирает скорость, а мотор всё орёт и орёт. Спустя секунд 15-20 такой вакханалии твои уши просто умоляют правую ногу ослабить давление на педаль газа. Не стоит торопиться и в поворотах. Tiggo сильно кренится, скользит передней осью наружу, а усилия на руле не хватает. А вот если не торопиться, то кроссовер Chery вообще ничем не раздражает. Шумоизоляция заметно улучшилась, а при поворотах руля на небольшой угол усилие на нём почти «фольксвагеновское». И не забывайте, что в критической ситуации Tiggo повёл себя абсолютно адекватно.
ESP подавила даже намёки на занос, ABS позволила сохранить прямолинейное движение, даже когда на торможении правые колёса попали на грунт, а правильные реакции на действия рулём позволили провести машину по самой грани. Конечно, будь Chery помощнее, опасной ситуации удалось бы избежать, но это не отменяет того, что машина и в целом, и в отдельных компонентах настроена правильно. Но главное преимущество Tiggo 3, как и его старшего брата Tiggo 5, это плавность хода и энергоёмкость подвески. Конечно, до флагманского кроссовера, который позволяет валить по грунтовке хоть 70, хоть 90 км/ч, младшей модели далеко. Но 40-45 км/ч на дорожках в степях Апшеронского полуострова я поддерживал стабильно.
Герой уездных городов
То, что китайские машины покупают в не самых крупных городах, я знал со времён теста Geely Emgrand X7. Но в случае с Tiggo 5 всё ещё интереснее, ведь покупают его не в губернских, а в уездных городах – райцентрах. Например, продажи марки в Стерлитамаке больше, чем в Уфе. И для тамошних реалий Tiggo 3 кажется неплохим выбором. Просторный салон, отличная плавность хода, богатое даже в базовой комплектации оснащение, развитая дилерская сеть (у кого ещё есть дилеры в Бугульме, Клинцах или Ачинске?), проверенная конструкция, – что ещё нужно? А ведь конкурентов у Tiggo 3 ещё меньше, чем у Tiggo 5.
Renault Duster теснее и за те же деньги беднее оснащён, Hyundai Creta и Renault Kaptur гораздо дороже, а реальными конкурентами являются остальные китайские кроссоверы. И они хуже. Haima 7 расстраивает низким качеством сборки, у Lifan X60 неудачная эргономика, Geely Emgrand X7 проигрывает во всех ездовых дисциплинах, а наш любимчик Zotye T600 хорош всем, кроме качества лакокрасочного покрытия и отсутствия развитой дилерской сети. Конечно, Zotye T600 просторнее, мощнее и оснащён ещё богаче, но его покупка –это рулетка, а с Tiggo ты знаешь, что получишь. Машина-то уже сто лет на рынке.
Двигатель 1.6 разработки австрийской компании AVL надёжен, хоть и требователен к качеству рабочих жидкостей, а ремонт немногочисленных слабых мест стоит копейки. Подвеска не сдаёт даже по прошествии 70 000 км, а главных проблемных узлов –автоматической коробки DP0/AL4 и полного привода Tiggo 3 лишён. Честно говоря, ради того, чтобы не иметь дело с французским агрегатом, можно и вариатор потерпеть. Пожалуй, единственный серьёзный эксплуатационный прокол Chery – отсутствие оцинковки, из-за чего любой скол приводит к ржавчине. Так что Tiggo 3 оказался неожиданно удачным автомобилем.
Вот только рыночный успех это ему не гарантирует, ведь даже те 800-900 000 руб., что за него просят, –очень большие деньги для традиционных клиентов китайских марок. А вот готовы ли пересесть на Tiggo 3 владельцы Duster или подержаных «корейцев» – большой вопрос. Россияне консервативны, а за китайскими машинами закрепилась не лучшая репутация, даром что многие бренды из Поднебесной уже не раз её опровергали. Впрочем, с Lifan X60, который сейчас является самым продаваемым китайским автомобилем в России, Tiggo 3 обязан справиться. И я не вижу причин, почему новинка Chery не сможет это сделать.