Вы можете себе представить мотоцикл российского производства, который участвует в MotoGP? И не просто участвует, а добивается довольно неплохих результатов? Неправда ли, такое представляется несбыточным, это даже не мечта, а скорее похоже на бред сумасшедшего.
А вот в шестидесятые годы прошлого века советсткая мотопромышленность была на такое способна. По крайней мере, смогла выдать единичный, но сильно впечатляющий результат.
ВНИИмотопром - Всесоюзный Научно Исследовательский Институт Мотоциклетной промышленности в г.Серпухов, организация, призванная помогать заводам в совершенствовании существующих и разработке новых мотоциклов, также занималась экспериментальными и гоночными мотоциклами. Сегодня речь пойдет об одном из них - советской ракете С-565 "Восток".
Двигатель на зависть.
Довольно простая рама из гнутых и сваренных труб, маятниковая подвеска сзади, телескопическая вилка спереди, большого объема бак. И, при этом, невероятный для советских мотоциклов четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с четырьмя карбюраторами. Объем 500см3, мощность - 80 л.с. при 12400 оборотах.
Обратимся к архивному номеру журнала "За рулем" №3 1970 год, чтобы узнать, что думали по поводу этой интересной (даже по современным меркам) его создатели, ведь автор колонки - инженер из Серпухова Д.Киселев.
В прошлом году на кольцевых гонках впервые стартовал новый гоночный мотоцикл класса 500 см3, созданный ВНИИМотопром (г. Серпухов). Это была модель С-565, получившая имя "Восток". Его испытывали наши лучшие гонщики - заслуженный мастер спорта Н.Севостьянов и мастер спорта Э.Кийса.
Четырехтактный двигатель сконструирован по мало распространенной схеме. Его четыре цилиндра (55х52 мм, 494 см3) расположены наклонно в ряд поперек продольной оси мотоцикла. В головке двигателя по три клапана на каждый цилиндр - впускной и два выпускных. Это позволило установить свечу зажигания в центре головки и обеспечить таким образом кратчайший путь пламени и наиболее полное сгорание смеси. Кроме того, уменьшением веса выпускных клапанов достигнуто снижение инерционной нагрузки клапанного механихма, благодаря чему удалось поднять обороты двигателя, а стало быть, и мощность (80 л.с. при 12400 об/мин).
Два верхних распределительных валика приводятся тремя парами цилиндрических шестерен от середины коленчатого вала. Это обеспечивает более ровную работу двигателя благодаря уменьшению крутильных колебаний коленчатого вала и механихма газораспределения. Усилие от кулачков распределительных валов передается на клапаны одноплечими рычагами (рокерами).
Коленчатый валь сделан разборным. Он соединяется дифференциальными) с разным шагом резьбы), болтами и вращается на шести подшипниках качения. Нижняя головка шатуна снабжена игольчатым однорядным подщипником с дюралюминиевым сепаратором. Шестиступенчатая коробка передач позволяет наиболее полно использовать мощность двигателя. Многодисковое сухое сцепление надежно обеспечивает передачу крутящего момента.
После первых испытаний были изменены некоторые узлы мотоцикла. Рама открытого типа заменена закрытой, увеличен диаметр тормозного барабана переднего колеса, повышена жесткость передней вилки. Максимальная скорость С-565 около 250 км/ч.
В дальнейшем предполагается улучшить динамику мотоцикла снижением веса (сейчас он равен 155 кг), а также повысить мощность двигателя установкой четырехклапанной головки.
Обратите внимание на то, как буднично, даже, пожалуй, подчеркнуто суховато рассказывает автор. Нет, это не безразличие. В данном случае, я думаю, это адекватное восприятие проделанной работы и нацеленность на дальнейшее совершенствование машины.
На трассах чемпионата мира
К счастью, "Востоку" удалось поучаствовать в настоящих гонках - чемпионате мира по мотогонкам и бросить вызов грандам вроде Matchless и MV Agusta.
В 1964 предшественник героя нашего рассказа - С-364 (тот же мотоцикл, но объем 350, 59 л.с. и 230 км/ч) привез на 3е место в ГП Финляндии советского гонщика Энделя Кийсу. Лучший результат С-565 - чевертое место Николая Севостьянова. Снова в Финляндии в 1968 году.
К сожалению, советская команда выступала эпизодически, а для хорошего результата следовало бы участвовать в каждой гонке. Получив медаль, успокаиваться нельзя. Нужно учиться у соперников, совершенствоваться.
У нас был отличный двигатель! Лучший мотоцикл чемпионата мира MV Agusta 500 Three обладал двигателем в 75 л.с., а Советский "Восток" мог похвастаться 80 л.с. Но слабых мест было полно. Начиная с отсутствия опыта, заканчивая худшей, чем у итальянца, управляемостью из-за тонких шин, слишком сдвинутого назад седла пилота и лишних 20 килограмм массы. Именно об этих усовершенствованиях говорил инженер Киселев.
К Чемпионату Мира 1970 года новый мотоцикл не подготовили. Участвовать не стали.
Самое большое и влиятельное государство не нашло денег на участие советской команды в Чемпионате Мира? При готовых мотоциклах, талантливых гонщиках и приличных шансах на успех.