Если в стране плохие дороги или их совсем нет, надо придумать технику которой эти дороги не нужны. Такую, как вездеход Шаман. Мне довелось прокатиться на этом вездеходе. Так есть ли у машины предел?
Изначально, главной задачей конструкторов было построить надежную и ремонтопригодную “тележку”. Потому конструкция независимой подвески одинакова для всех колес – все детали взаимозаменяемы. Мосты, созданные на основе уазовских «Спайсер» показали себя достойно. Пневматика Camozzi тоже не подводила.
Раздатка собственной разработки. На проектирование ушел год, плюс тесты. Агрегат в алюминиевом корпусе весит 250 кг. Для сравнения – двигатель Iveco F1C работающий под капотом вездехода - 240 кг.
Качество сборки – серьезно улучшили. Была проблема коррозии дверных петель, ручек и подножек. Теперь эти детали цинкуют. Кузовные панели и пластики в салоне подогнаны неплохо. Удачно сделаны резиновые коврики на полу. Они достаточно толстые и плотные, так что, залезая в теплый салон в сапогах с налипшим снегом, через короткое время обнаружил, что снег с сапог растаял, а грязи и воды нет.
Активирую блокировки, и выжимаю сцепление. Я и забыл, что бывает настолько тугая педаль. Как в грузовике. Хорошо хоть передачи часто переключать не надо. Они тут "длинные", включил вторую и езжай себе по буеракам спокойно. Шаман через них переваливает играючи. При этом двигатель работает почти на холостых оборотах. А где раскачка? Где удары? Я даже забыл пристегнуть поясной ремень безопасности. Каюсь!
Движение настолько мягкое, что завяжи мне глаза - легко бы поверил, что еду в лимузине по асфальту. При повороте руля на большие углы, слышно как шипит гидроусилитель. По усилию на "баранке" вездеход напоминает грузовик и сначала кажется, что машина неповоротлива, но это не так.
Как уже писал, тут три режима движения. Включаю “поворотный”, когда колеса двух задних осей поворачиваются в противоположную сторону от передних и вездеход очень легко разворачивается.
К пределу вездехода я так и не приблизился. Кажется, "посадить" его нереально. Но как рассказали сами представители компании, реально. На испытаниях Шаман застревал в болоте и глубоком снегу. Правда, выбирались каждый раз сами. В помощь - лебедка.
Основное достоинство вездехода не в умении азартно переваливать через крутые подъемы, а в том, что у него низкое давление на почву. Шаман используют там, где никогда не было дорог, а почва мягкая. Изюминка вездехода в шинах низкого давления, тоже собственного производства Авторос.
Для чего нужен такой вездеход? Явно не для того, чтобы возить топ-менеджмент госкорпораций. В отличие от гусеничной техники, которая рвет грунт и оставляет глубокие колеи, Шаман лишь приминает траву, которая со временем поднимается. Таким образом, направление (не могу назвать это дорогой) для обслуживания, скажем, газопровода, не заболачивается и остается проезжим. В крайнем случае, стравливаем давление в шинах и проезжаем по болоту. Отсюда экономическая выгода для крупной компании. Гусеничная техника постепенно бы превратила дорогу в вязкую трясину. И как тогда обслуживать тот же самый газопровод? Вертолетом? Так он золотой получится.
А Шаман бережно относясь к природе обеспечивает доступ вахтовиков, туда, куда надо. К тому же он может передвигаться по асфальту.
Сборка вездехода занимает полтора месяца. Кузов изготавливают из 8-миллимпетровых стальных листов. Дальше – “свадьба”, то есть кузов крепят на раму.
Задача будущего – снижение массы вездехода. Будет новая раздаточная коробка, которая в два раза легче той, что сейчас. А может быть и новые облегченные мосты.
Внедорожный "лимузин" с мистическим именем оставил приятные впечатления. Раз такую технику производят в России, будущее у промышленности есть.