Поперек Великобритании бежит сеть неведомых дорожек. Мы взяли новый VW Golf R и Mercedes A45 AMG и решили их разведать
Доезжайте до конца Гэсуоркс-Роуд, обогните фабрику замороженных продуктов и припаркуйтесь на бетонной набережной. Выйдите и окиньте взглядом самый унылый берег Великобритании. Мы здесь, на задворках промзоны Лоустофта, чтобы постоять на плите, которая отмечает самую восточную точку страны. Символично, что этот плоский бетонный круг был положен здесь нефтяной компанией.
С этой плиты стартует наш квест. Мы хотим пересечь остров поперек, избегая многополосных шоссе и автострад, следуя только по дорогам с маркировкой "B", отсюда (52.48N, 01.76E) до Аберистуита на дальнем конце Уэльса. Примерно на той же широте. На нашем пути лежат Бродс, Фенс, Мидлендс, границы, холмы и равнины Уэльса. А главное – дороги: широкие и узкие, гладкие и разбитые, ровные и покатые, прямые и извилистые.
Этим маршрутом мы проверим наших героев. Шансы равны: слишком широкие и низкие авто тут в незавидном положении, как и чересчур мощные. Бал на этих дорожках правят юркость, хороший обзор и сцепление с дорогой. Иными словами – то, чем хвастают хот-хэтчи и потомки раллийных машин. И у нас есть двое особо приближенных к этим кастам. Знакомьтесь: новый VW Golf R. С такой дверью багажника, ясное дело, его судьба – таскаться в супермаркет. Но мотор тут 2-литровый, турбированный – маст-хэв любого чистокровного хот-хэтча. Ах да, и полный привод. Рядом – прямой конкурент, Mercedes-Benz A45 AMG, похожий на него по всем статьям.
Конечно, эти двое не идентичны. Golf развивает 300 л.с. и 380 Нм с 1800 до 5000 об/мин. А45 – 360 л.с. и 450 Нм между 2250 и 5000 об/мин. Golf на 60 кг легче. Оба оснащены коробками с двумя сцеплениями, только у Mercedes семь ступеней, а у VW – шесть. Задние ведущие у обоих при легких нагрузках отключены, дабы увеличить экономичность, но если AMG может перекидывать на заднюю ось только 50% момента, то Haldex пятого поколения в R может перевести назад все, сколько есть. Не представляю, как нужно ехать, чтобы такое случилось, но звучит убедительно.
Ни по B1074, ни по B1136 так не поедешь (кстати, иногда мы выезжали на шоссе "А", наче пришлось бы от Ривер-Уэйвени до Норфолк-Бродс добираться вплавь). Норфолк за Лоустофтом – миленькая пастораль, ожившие картины Констебля. Деревня с говорящим, живописным названием на деле оказывается заурядной, и посмотреть здесь можно разве что на наш А45. А именно на его обновку – заднее антикрыло. Оно визуально уравновешивает тяжелый нос, но черная машина на черных колесах и без него вселяет ужас в местных жителей, большинство из которых не видели ничего агрессивнее Honda Jazz. Golf принимают лучше. Знакомый силуэт вызывает меньше отторжения, синий – исконный цвет консерваторов, а колеса блестят, как монетки. На Golf можно ездить в галстуке – никакого диссонанса. Но в Mercedes человек в галстуке пугает: появляется ощущение, что в любой момент он затянет его на твоей шее.
НА B660 НАМ ОТКРЫВАЮТСЯ ОБЕ МАШИНЫ
B1527, 1113, 1077 и 1108 уводят нас на запад, через юг Норвича, север Тетфорд-Фореста к Метуолду. Пока ни один автомобиль нас не зацепил. Дороги свободны, но, не считая редкого соблазнительного виража, тут и отжечь-то негде. Кроме того, у нас проблемы с навигацией...
К счастью, в Golf навигация отличная. Тачскрин супербыстрый, но самый отпад – функция My Tours. Тычешь в названия деревень, выстраиваешь их в определенном порядке и маршрут готов. R инстинктивно угадывает, какой путь выбрал бы ты, и направляет по кривой дорожке, а вот A45 всегда прокладывает напрямик, как едут все. Поэтому, когда мы въезжаем в Фенс, Golf идет впереди. Необычно заурядный пейзаж, дороги высятся над обработанными полями. Невольно вспомнишь Оруэлла, да и названия все сплошь с числами: Десятимильный берег, Стофутовая канава, Рэмси на Сорокафутовой.
Дороги на этой низкой однообразной равнине поворачивают под прямым углом. От яростного восточного ветра не скрыться, на его пути только опоры ЛЭП и высокий тростник. Ухабы со шрамами от картеров здесь самые жуткие. И такие участки тянутся на многие километры. Где-то были такие гребни, что Golf пару раз выкинул меня из сиденья. Я смотрел, как те же места проезжает А45 и… ничего. Хм…
Да, ход у Golf R жестковат. Притом, что в остальном он – настоящий профи. Газ, коробка, руль – то, что надо. Все, с чем ты взаимодействуешь, восхитительно предсказуемо. Это автомобиль, который ничем тебя не грузит.
Но вот мы покидаем Фенс и поворачиваем на B660, одну из лучших дорог, что идет от Питерборо до Бедфорда и умудряется обойти стороной большинство деревень. Как все отличные дороги, она богата резкими сменами направлений, и хорошо просматривается. Забавно: по такой дороге ехать не только интереснее, но и быстрее, чем по главному шоссе, где все цепочкой друг за другом давят 70 км/ч.
На B660 нам открываются обе машины. В Golf, как и ожидалось, аллес ин орднунг. Он экономичный, рациональный и невероятно быстрый. Турбоямы почти нет, а ходовая – сказка. У Mercedes самоконтроль хуже. Руль в прямом положении пустоват, плюс есть намек на подруливание. Коробка переключается вниз только после хорошей встряски. При езде в полпедали она даже и не думает шевелиться.
До B660 Golf вел по очкам, благодаря самообладанию в трудных ситуациях. Когда же мы добрались до Кимболтона, живой А45 снова вышел в лидеры. Что мы поняли: не включайте коробку Mercedes в Comfort (уснет – не разбудите), не зависайте на низких оборотах (турбина раскручивается целую вечность), не деликатничайте на входе в поворот (машина будет тупить и рыскать).
А45 ВЫДАЕТ 360 Л.С. И 450 НМ МЕЖДУ 2250 И 5000 ОБ/МИН
К сожалению, как только мы это поняли, начался вечерний час пик. Пришелся он как раз на самый скучный отрезок нашего пути: Мидлендс. Здесь нет шоссе, идущих на запад, поэтому мы поехали к югу от Нортгемптона и Давентри, а потом свернули на B4100 возле Гейдона. Golf на такой дороге лучше. У него традиционная хэтч-компоновка, хороший обзор, и выше посадка водителя. В A-Class сиденье низкое, а обзору мешают стойки. И если в салоне A45 главное – дизайн, то в Golf бросается в глаза качество сборки и отделки (порой покруче чем у А45). Еще у него в стандарте ксенон, который так ярко отражается на далеких указателях, что болят глаза.
Проехав 435 км, мы выдохлись. Именно мы, а не наши машины. Честно говоря, мне не приходит в голову ничего другого, что справилось бы лучше с тысячей виражей и миллионом ухабов. Оба отлично годятся для будничных поездок, хотя сиденье в Golf жестковато и недостает регулировок, а задумчивость Mercedes щекотала нам нервы на выезде с перекрестков. Но что понравилось, так это рев мотора А45 и уравновешенность Golf. И VW пока побеждает в экономичности, 11,5 л против 12,3.
На следующее утро мы отправляемся в путь в отличном настроении. Отсюда до Аберистуита ровно три городка и 160 км: Тенбери Уэллс, Престин и Рейадер. B4204 местами довольно широка, но за Мартли снова сужается, ныряя с холма в долину. Мы делаем крюк и заезжаем на хилл-клайм в Шелсли-Уолш. Почему бы и нет? Свежее, яркое утро – самое то для автомобильного паломничества.
B4204 идет по вершинам холмов, мчим здесь на третьей и четвертой передачах, и обе машины хороши. Столь гладкую дорогу Golf держит отлично, а А45 благодаря турбоподхвату выходит на первый план. У его "четверки" классный звук, более естественный, чем синтезированное звучание Golf: то ли оппозитная "четверка", то ли V6.
Но это мелочь, Golf по-прежнему нам нравится. Мы пересекаем Уэльс, делаем петлю по B4355 и B4356 и выезжаем на чудесный участок между Фелиндре и Долфором. Начинают вырисовываться вердикты. Golf острее и четче. Он быстрее подключает задние колеса, надежнее цепляется, живее берет разгон и из крутых поворотов вытягивает лучше, чем Mercedes, в котором нужно вечно считаться с турбиной... Golf едет умело и чисто, и если уж ты решил гнать, он до последнего будет устойчивым и резвым.
Mercedes откликается не так мгновенно, тут нужно довериться и ждать. В нем главное контролировать нос, не давать разгружаться, но важнее – оседлать крутящий момент. Передок у Mercedes более мягкий, На ухабах это неплохо, но траекторию он держит не так чисто, как R, и не столь охотно ныряет в повороты.
В ОБОИХ ЛУЧШЕ ТОРМОЗИТЬ ЛЕВОЙ НОГОЙ, ГАЗУЯ ПРАВОЙ. ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ...
Но зато у A45 великолепные сиденья, купешный салон и хулиганская натура в целом. Если Golf – истинный джентльмен, то A45 – дьяволенок: ревущий, вопящий, вертлявый псих, который умеет оторваться с чувством и с толком. Когда мы хотели снять прыжок на великолепной горной дороге за Рейадером, мы взяли Golf, потому что знали: никаких фортелей он не выкинет. Но вечером, чтобы проехать по той же дороге на обратном пути, я взял A45. От него веет душком первых поколений Evo и Impreza. Эта машина хочет, чтобы ты все время гнал, и оживает, лишь когда топишь в пол. На 5000 об/мин мотор глотает холодный воздух, как голодный.
В три пятнадцать мы въезжаем в Аберистуит, проехав 653 км. Какая дорога была лучше всего? Та горная лента из Рейадера? Нет, честно: мы не жалеем ни об одной найденной дорожке. Все они бесконечно разнообразны и сложны. Гораздо увлекательнее радиальных шоссе. Какой автомобиль нам понравился больше? Оба. Mercedes больше понравился на пределе, зато Golf почти на £7000 (380 000 руб.) дешевле. А что касается старта и финиша нашего путешествия, то пляж Аберистуита под закатным солнцем пришелся мне больше по душе, чем набережная Гэсуоркс-Роуд.
VOLKSWAGEN GOLF R
Цена: £31 305 (1 676 000 руб.) Двигатель: 1984 см3, 4-цил., турбо, 300 л.с., 380 Нм Динамика: 0-100 км/ч за 4,9 с, 250 км/ч Трансмиссия: 6-ступ. DSG , полный привод Расход: 6,9 л/100 км Масса: 1495 кг
MERCEDES-ВENZ A45 AMG
Цена: £38 190 (2 050 000 руб.) Двигатель: 1991 см3, 4-цил., турбо, 360 л.с., 450 Нм Динамика: 0-100 км/ч за 4,6 с, 250 км/ч Трансмиссия: 7-ступ. DCT, полный привод Расход: 7,1 л/100 км Масса: 1555 кг