Найти тему
Motor1 Россия

Страна седания, или почему в России популярны четырёхдверные модели

Россия — страна уникальная по многим параметрам, включая автомобильную культуру и предпочтения российских водителей в выборе машин. Взять, например, необычную любовь наших соотечественников к седанам.

Вообще говорить о вкусах потребителей в России можно долго и много. Универсалов и минивэнов на рынке — пересчитать по пальцам чуть ли не одной руки можно, а всё потому, что их вытеснили кроссоверы. Чуть больше дорожный просвет, опционально — полный привод и третий ряд сидений — и вот уже универсал/минивэн не нужен, ибо кроссовер столь же практичен, но выглядит более престижно. И это ещё более-менее объяснимо, чем то же предпочтение седанов вместо аналогичных моделей, но в кузове хэтчбек. Особенно ярко это можно проследить на примере Volkswagen Polo.

-2

Вообще с 1975 года, когда на автомобильном небосклоне зажглась звезда Volkswagen Polo, это был в первую очередь хэтчбек. С трёх и пятью дверями, но хэтчбек. В разных поколениях его разбавляли универсал и седан, но, повторюсь, ассоциировалась модель в первую очередь с хэтчбеком. Но, независимо от типа кузова, Volkswagen Polo — в лидерах продаж.

-3

В Европе хэтчбек Volkswagen Polo бьётся за звание самой популярной модели своего класса с Ford Fiesta и Renault Clio. В России реальность совсем другая, ведь в конкурентах у Volkswagen Polo в основном Hyundai Solaris, Lada Vesta, Lada Granta и KIA Rio. Что объединяет эти модели? Тип кузова, поскольку все перечисленные лидеры компактного класса в Европе представлены как хэтчбеки, а в России — исключительно седаны (если не брать в расчёт лифтбэк Granta и хэтчбек Rio). Продавался хэтчбек Volkswagen Polo и на российском рынке, но покинул его в 2014 году. «В России, действительно, мы завершаем продажи Polo хэтчбека. Это связано с тем, что в нашей стране гораздо большими тиражами продается Polo седан, который сделан для России, производится в России, имеет весьма привлекательную цену, предлагает клиентам больше пространства в задней части салона, багажник большего объема – и потому продается в России в количестве десятков тысяч штук в год. На его фоне хэтчбек продавался скромно, и мы приняли решение сосредоточиться в этом классе исключительно на продажах седана», — пояснили своё решение в Volkswagen.

-4

Действительно, производство седана организовано на заводе в Калуге, а вот хэтчбек приходилось ввозить из Европы, что не могло не сказаться на цене. Стоимость же в этом классе автомобилей для покупателя играет далеко не последнюю роль. Да, седан чуть больше хэтчбека и имеет больший багажник — спорить с этим нельзя, но только ли в этом причина большей популярности четырёхдверного кузова?

-5

В статистике мировых продаж Volkswagen Polo хэтчбеки расходятся сотнями тысяч ежегодно, а вот седаны не дотягивают даже до сотни тысяч проданных машин в год. При том что продаются они в России, Индии и Мексике. Как-то так и вышло, что для стран «третьего мира» автопроизводители предлагают именно седаны на базе любой модели, не обращая при этом на эстетическую составляющую (сравните хотя бы хэтчбек и седан Ford Fiesta) никакого внимания, но потребитель голосует рублём за этот тип кузова.

-6

Зато более престижный! Ну как минимум в мировоззрение российских автомобилистов. Не исключено, что корень любви россиян к седанам кроется в исторических особенностях развития отечественного автопрома. Долгое время российские автомобили были представлены исключительно седанами, а универсалы и вовсе ассоциировались исключительно с рабочими лошадками. Да и купить их было не так и легко простому человеку. Та же история с «комби» — практичный тип кузова, но в глазах окружающих выглядишь как «колхозник». Тем более, что седан в сознании многих ассоциировался с «членовозом» — много вы видели начальников, которых личный водитель возит на универсале? А на хэтчбеке, которых к тому же почти и не было? Вероятно, как-то и повелось с тех пор стремиться к седанам ввиду двух причин — во-первых, это престижно (как минимум так казалось покупателям), во-вторых, российский автопром особо других вариантов и не предлагал. Ну а коли автомобиль покупался один раз и на всю жизнь, для многих поколений машины ассоциировалась именно с седаном.

-7

Поклонники седанов аппелируют к практичности — мол, груз и пассажиры отделены друг от друга, зимой открытый багажник не выстужает салон да и в целом седан позволяет перевести больше поклажи, чем хэтчбек. Конечно, более габаритные, чем пакеты с продуктами из супермаркета, грузы уже вызывают проблемы, но с этим владельцы четырёхдверок мириться готовы. «Зато заднее стекло в непогоду остаётся чистым!», — заявляют они.

-8

В Европе приоритеты немного другие. Там, как и в России, часто тоже ездят на автомобиле в одиночку, но задумываются над тем, чтобы не покупать для таких целей слишком большие машины. И к вопросу парковки подходят более прагматично — зачем брать автомобиль с выступающим багажником, если он длиннее и для него проблематичнее найти место на загруженных улочках? Но для наших широт это пока неактуально — к такому формату мышления ещё нужно прийти.

-9

Россия — страна седанов, что сложилось исторически. Четырёхдверная модель кажется и престижнее, и более универсальной на все случаи жизни. Хэтчбек — более молодёжный вариант, универсал — пенсионерский, а минивэн — вообще для водителя корпоративной «развозки». Увы, но спрос диктует предложение и потому на рынке хорошо чувствуют себя кроссоверы, объединившие в себе статусность и практичность, а остальные нишевые по российским меркам типы кузова покидают Россию. Жаль, но это закономерность, которая лишает нас многого — у нас есть только «обычный» и псевдозаряженный седан GT, а у них — хэтчбеки о трёх и пяти дверях, псевдокроссовер, экологично-экономичные и спортивные версии…