Я говорил об этом раньше и повторяю снова: ничто гениальное не может родиться в результате обсуждения. Сама суть обсуждения такова, что оно приводит к консенсусу, который, в свою очередь, не может привести к чему-то значимому. Благодаря обсуждению появился маргарин, но не масло.
Когда-то я работал с одним телевизионным режиссёром, который позволял каждому из присутствующих выказать своё мнение по поводу дальнейших действий. Затем он поднимал руку и произносил спокойным, но твёрдым тоном: «Хорошо, а теперь мы всё обсудим, но говорить буду только я, после этого будем действовать дальше». Так и происходило, и это отлично работало.
Фильм «Гравитация» никто особо не обсуждал, равно как и Спитфайр. А вот большинство современных автомобилей проектируются именно так, поэтому почти все они вызывают неконтролируемые приступы зевоты. Инженерам приходится мириться с причудами дизайнеров, тех прессуют юристы со своими нормами, юристам надо угодить злым бухгалтерам, которым накануне весь вечер компостировали мозги инженеры со своей многорычажной подвеской.
Теперь всё стало ещё сложнее, ведь появились ботаники-электронщики со своими чудесами науки, а эти вечно добьются своего. Возможно, это связано с тем, что никто не понимает о чём они там лопочут. Они рассказывают людям, которые не в состоянии отличить айфон от факса, о том, что с помощью набора единиц и нулей можно изменить характеристики автомобиля прямо на ходу. И с точки зрения обывателя это звучит просто потрясающе:
«Ничего себе! Можно сделать подвеску мягкой, жесткой или выбрать среднее? Изменить тяжесть руля и даже отдачу мотора?»
Именно так советы директоров и отделы маркетинга соглашаются на подобные шаги. В итоге получается, что повадки машины создаёт сам потребитель, который работает айтишником в строительной компании и не может отличить пружину от амортизатора.
Объясню иначе. Купите действительно хороший комбик для электрогитары, созданный гениальным звукарём: у него будет всего две крутилки — выключатель и регулятор громкости. Если же вы купите плохой комбик, там будет эквалайзер.
Вот мы и подобрались к новой Mazda MX-5. Предыдущие модели были бестселлерами на протяжении четверти века благодаря низкой цене, простоте эксплуатации и способности вызывать улыбку, подобную той, что появляется во время игры в Твистер с голыми Кэмерон Диаз и Скарлетт Йоханссон.
Когда в компании Mazda решали, какой будет новая машина, там наверняка были электоронщики, которые подпрыгивали с криками, что их технологии могут менять форму багажника и освещать дорогу за углом. Конечно, всё это звучало очень заманчиво, но, к моей безграничной радости, им велели заткнуться и валить к чёрту.
Инженеры настроили этот автомобиль так, как им хотелось, и его повадки нельзя изменить. Правда, уже через сотую долю секунды за рулём вы подумаете: «А зачем мне что-то менять? Он абсолютно безупречен!»
Хотя признаюсь, это не то, что пришло мне в голову в первую очередь. Сначала я подумал о том, что поправился. Мне не стоило особого труда запихнуть себя в прежнюю модель, но теперь я чувствовал себя солониной в жестяной банке. Мои щёки и уши были прижаты к боковым стёклам, а через лобовое стекло было видно только мою рубашку и глаза.
Я чуть было не вывихнул плечо, когда пытался дотянуться до переключателей, расположенных за рычагом коробки передач. Нужно быть тираннозавром, чтобы переключить радио. А что насчёт того, чтобы достать что-то из бардачка за левым плечом? Об этом можно забыть. Мне пришлось остановиться, вылезти из машины, а залезть головой вперед, чтобы достать свой телефон.
После того, как друзья снова запихали меня в кресло, я твёрдо решил сесть на диету. Однако дома я узнал, что новая MX-5 немного короче предшественницы. Прекрасно! Значит, дело не во мне, тащите печеньки.
Если вы не великан, то в MX-5 вы усядетесь плотно, но комфортно. То же самое с багажником — он вместит пару небольших сумок для короткого путешествия.
Но это не значит, что вам не захочется путешествовать на дальняк — ехать на Мазде просто чудесно. Она органична, чиста и проста, и ощущается ровно так, как должен ощущаться спортивный автомобиль. Она поёт, искрится и живёт. Она постоянно бодра и весела, и тем самым она бодрит и веселит вас. Эта машина — настоящее лекарство от хандры: невозможно сидеть в ней за рулём и пребывать в дурном настроении.
А ещё мне нравится, что теперь MX-5 выглядит чуть более серьёзной про сравнению со старой. Та была какой-то угрюмой и мягкотелой, а с этой ясно с первого взгляда: шутки шутить не будет. Этакий бойцовый кролик.
Если цепляться к мелочам, можно сказать, что в длинных поворотах на скорости около 100 на руле теряется обратная связь. Но разве это имеет значение, когда у тебя над головой миллионы миль, светит солнце, а из колонок звучит Стив Харли? Скидываешь коробку на третью — и вот мотор тоже запел.
Я ездил на двухлитровой версии, которая была превосходна, но люди, чьё мнение для меня важно, говорили, что более дешёвая MX-5 с мотором 1,5 литра даже лучше. Лишь одно меня напрягло: навигацию отдали на растерзание ботаникам, которых не допустили до подвески. В отместку они сделали систему, которая выносит мозг. Отберу ли я за это звезду при оценке машины? Нет, потому что из-за навигации приходится провести в машине больше времени, а это совершенно не в тягость.
Что мне действительно не нравилось в старой машине, так это отсутсвие индивидуальности. Я ехал на ней с севера Ирака до Израиля через Турцию и Сирию, и, признаться, она не завоевала моё сердце. Завоюет ли его новая, с её стилистическими изменениями? Возможно.
Вот и получается, что ничего особо не меняя и просто отказавшись от новомодных электронных приблуд, Mazda снова получает от меня пять звёзд.