Найти тему
AVIADo.ru

Борт номер один: на чем летают главы государств

Ни для кого не секрет, что во многих странах есть специальные самолеты для перевозки президентов и глав правительств. Кому-то удается обходиться одним лайнером, а кто-то пользуется целыми парками из современных и весьма комфортабельных самолетов. Мировой лидер в сфере чартерных перевозок Air Charter Service сравнил самолеты, которыми пользуются лидеры ведущих мировых держав.

Нурсултан Назарбаев (Казахстан)

Согласно информации, размещенной на официальном сайте президента республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, в 2016 году Президент РК очень активно перемещался по миру и посетил с официальными визитами 15 стран (некоторые по несколько раз). В общей сложности глава Казахстана провел в воздухе 140 часов, за которые преодолел более 99 тысяч километров (это две с половиной окружности экватора). Комфорт и безопасность первого лица государства во время зарубежных вояжей обеспечивают сотрудники «Государственной авиакомпании «Беркут».

В уставе ГА «Беркут» содержится прямое указание на основное направление ее деятельности: «Обеспечение и осуществление особо важных полетов Республики Казахстан». Базируется авиакомпания в Астане на территории АО «Международный аэропорт Астана». Оперативное руководство предприятием осуществляет Управление делами Президента республики Казахстан.

-2

Воздушный флот Нурсултана Назарбаева Парк авиакомпании состоит более чем из 10 самолетов и вертолетов разных типов, но далеко не все из них предназначены для Первого Лица государства. Известно, что на короткие расстояния или в труднодоступные (в том числе горные) районы Нурсултан Назарбаев летает на одном из специально подготовленных вертолетов Ми-8. Для более дальних путешествий (до 2500 километров) к услугам президента Казахстана в составе ГА «Беркут» имеются СRJ-200 и Embraer-135.

Ориентировочная стоимость борта номер один президента Казахстана

Для совершения государственных визитов особой важности используются Airbus A320-214(CJ) Prestige, Airbus A321-211(CJ) и Airbus A330-243 Prestige. Последний является бесспорным флагманом государственной авиакомпании Казахстана. Именно этот лайнер Нурсултан Назарбаев обычно использует для того чтобы прибыть на крупнейшие политические и экономические форумы (такие как G-20), а так же для совершения официальных визитов в такие страны, как: США, Китай, Россия и Япония. По разным оценкам стоимость борта номер один президента Казахстана с учетом его переоборудования может превышать 250 миллионов долларов.

Владимир Путин (Россия)

-3

Мысль о том, что президент Российской Федерации может летать на самолете иностранного производства, если и имела право на существование, то в довольно далеком прошлом. Борт номер один для Владимира Путина – детище «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» – ИЛ-96-300ПУ. Это четырехдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который легко отличить от гражданской версии самолета по вытянутому обтекателю в верхней части фюзеляжа. В нем установлено дополнительное оборудование связи, которое делает борт номер один российского президента самым настоящим пунктом управления, из которого можно осуществлять оперативное командование войсками на случай внезапного военного конфликта.

-4

В какую сумму обошлась российскому бюджету постройка каждого из президентских ИЛ-96-300ПУ? Точного ответа на него в открытых источниках не найти, но ничего не мешает эмпирическим путем вплотную приблизиться к искомой величине. Итак, базовая стоимость ИЛ-96-300 в гражданском исполнении составляет около 60 миллионов долларов США, но стоимость президентского пассажирского салона, систем безопасности, средств связи и изменений в конструкции лайнера, увеличившие предельную дальность его беспосадочного полета, с легкостью могут поднять эту цифру на порядок.

 Дональд Трамп (США)
Дональд Трамп (США)

Air Force One – именно так называется любое воздушное судно, на борту которого находится президент США. В отличие от российского лидера Дональд Трамп обходится всего двумя специально подготовленными лайнерами (Boeing 747-200B, военное обозначение VC-25A). Единственное исключение из этого правила делается в том случае, если аэропорт назначения из-за характеристик своей ВПП физически не может принять самолет данного класса. В этом случае в качестве борта номер один президента США выступает более компактный Boeing С-32). Президентский воздушный флот находится в ведении 89-го авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд.

-6

Возможно, именно из-за этой дороговизны одним из первых шагов Дональда Трампа на посту президента США стал отказ от ранее заключенного контракта с корпорацией Boeing на поставку трех глубоко модернизированных Boeing 747-8, которыми планировалось заменить оба VC-25A, ведь каждому из них уже более 25 лет. Разговоры об этом шли с конца 2009 года. Изначально предполагалось, что новые лайнеры поступят в распоряжение администрации президента США в 2017 году. Стоимость контракта превышала 1,5 миллиарда долларов (без учета затрат на дооборудование системами спецсвязи и безопасности). Но пока, этим планам не суждено было сбыться и в распоряжении премьер-министра Японии, короля Саудовской Аравии и султана Брунея в настоящее время имеются гораздо более свежие и современные Боинги, чем у Дональда Трампа.

Си Цзиньпин (Китай)

-7

В отличие от своих коллег, обладающих ключами от арсеналов с ядерными вооружениями, генеральный секретарь центрального комитета коммунистической партии Китая Си Цзиньпин не имеет собственного борта номер один. Для совершения государственных визитов и деловых поездок лидер Китайской народной республики пользуется двумя Boeing 747-400 авиакомпании Air China (бортовые номера B-2447 и B-2472, каталожная стоимость каждого из них на момент постройки составляла около 250 миллионов долларов США.

-8

О внутреннем убранстве Boeing 747-400 Air China в исполнении для первого лица государства можно судить лишь по очень ограниченному количеству официальных фотографий, в частности сделанных во время переговоров Си Цзиньпина с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.Так что единственное, что можно достоверно сказать про интерьер воздушного судна, на котором перемещается Председатель КНР, – он подчеркнуто строг и далек от показной роскоши. Почему Председатель Китайской народной республики не имеет собственного постоянного борта номер один? Этот вопрос выносился на повестку дня одним из предшественников Си Цзиньпина – Цзян Цзэминем еще в 2001 году. Самолеты, которые предполагалось использовать в качестве аналогов лайнеров президентов России и США, прибыли тогда в аэропорт Сан-Антонио (Соединенные Штаты) для специального переоборудования, однако после завершения всех работ, китайская сторона так ими ни разу и не воспользовалась.

Ангела Меркель (Германия)

-9

Официальным перевозчиком канцлера Германии Ангелы Меркель и высших государственных деятелей Германии является специальное подразделение Бундесвера, название которого так и переводится на русский язык: «Воздушный флот правительства Германии». Его численность превышает 1000 человек. Эти военнослужащие не только обеспечивают транспортировку государственных деятелей Германии, но при необходимости могут доставить к месту назначения крупногабаритное оборудование, или в кратчайшие сроки переоборудовать правительственные самолеты в летающие госпитали.

-10

По своим размерам и оснащению Airbus A340-300 «Конрад Аденауэр» и его близнец «Теодор Хойс» ничем не уступают Air Force One Дональда Трампа и ИЛ-96-300ПУ российского президента. А по сравнению с Boeing 747-200B первого лица США Airbus A340-313X VIP может взять на борт вдвое большее число пассажиров (147 вместо 70). Подавляющее большинство других европейских политиков и монархов перемещаются по воздуху на гораздо более скромных средствах передвижения. Ориентировочная стоимость «Конрада Аденауэра» и «Теодора Хойса» составляет около 300 миллионов долларов каждого.

Франсуа Олланд (Франция)

-11

С ноября 2010 года борт номер один бывшего президента Пятой республики – большой, но вместе с тем изящный и весьма современный Airbus A330-200, который обошелся французской казне примерно в 270 миллионов долларов. Подобно другим лайнерам глав-государств, располагающих ядерным оружием, главный самолет месье Франсуа Олланда – это не только комфортный транспорт, для перемещения на большие расстояния, но и полноценный пункт управления, позволяющий в режиме реального времени управлять основными институтами государства и что самое главное – вооруженными силами.

-12

Кроме того, воздушный флот президента Франции имеет в своем распоряжении два реактивных Falcon 7X, приобретенных в 2009 и 2010 годах. Необходимость покупки была продиктована как универсальностью данных воздушных судов (они одинаково хорошо приспособлены как для относительно коротких, так и трансатлантических перелетов). Кроме того, характеристики далеко не каждой ВПП во Франции, а тем более в странах, входящих в зону ее приоритетных экономических интересов, позволяют без риска принимать такие крупные воздушные суда, как Airbus A330-200.

Любопытный факт: еще во время исполнения обязанностей президента Франции господином Саркози один из Falcon 7X получил имя собственное – был назван в честь первой леди страны Карлы Бруни. Трудно сказать, с чем именно это связано, но сменивший Николя Саркози на высоком государственном посту Франсуа Олланд продолжает летать на самолете имени чужой жены, хотя вполне мог бы его изменить.

Елизавета II (Великобритания)

-13

Перевозкой Королевы Англии Елизаветы II, членов королевской семьи и правительства Великобритании занимается 32-я эскадрилья ВВС Соединенного Королевства. На ее «вооружении» стоят вертолеты AW109 (2 экземпляра) для перелетов на расстояния до 1000 километров, самолеты BAe-125 (6 экземпляров, практическая дальность до 3000 километров), а так же 4 среднеразмерных реактивных самолета BAe 146, используемых преимущественно для перелетов в пределах островной части Соединенного Королевства. Личный вертолет королевы Елизаветы II Sikorsky S-76 Spirit стоит на балансе Управления королевского двора.

-14

Совокупная стоимость флота 32-й эскадрильи ВВС Соединенного Королевства составляет около 100 миллионов долларов. Для перелетов на дальние расстояния до самого последнего момента у авиакомпаний British Airways или Virgin Atlantic Airways арендовались лайнеры Boeing 747 или Boeing 777 в совершенно обычном исполнении. В отдельных, особо важных случаях, к перевозке королевы и членов ее семьи могут привлекаться транспортные самолеты и вертолеты ВВС Великобритании.

Султан Хассанал Болкиах (Бруней)

-15

Покупка нынешнего флагмана его персонального воздушного флота Airbus A340-212, (этот четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет долгое время являлся мировым рекордсменом по длине фюзеляжа – 75,3 метра) обошлась в 100 миллионов долларов. Еще 120 миллионов было потрачено на глубокую реконструкцию и модернизацию. Все работы производились на территории Соединенных Штатов Америки. В итоге лайнер получил не только невероятно роскошный салон, в отделке которого широко использовались драгоценные металлы, камни и древесина ценных пород, но и улучшил свои летные характеристики. За счет установки дополнительных топливных баков предельная дальность беспосадочного перелета борта номер один султана Брунея составляет 15 000 километров против 12500 километров у базовой модели.

-16

Можно сказать, что султан Брунея Хассанал Болкиах является обладателем летающего эксклюзива, поскольку из-за своих впечатляющих массогабаритных характеристик A340-212 так и не стал по-настоящему популярным воздушным судном. География перемещений лайнера зависит не только от желаний его владельца, но и возможностей взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения. Помимо самолета султана было выпущено всего три десятка воздушных судов данной модификации.

Тамим бин Хамад Аль Тани (Катар)

-17

Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани является не только одним из богатейших людей планеты, но и обладателем внушительного воздушного флота, который используется для перелетов по всему миру не только главы государства, но и многочисленных членов его королевской семьи. В официальных поездках эмира Катара сопровождают как минимум 1000 человек родственников, членов делегации и обслуживающего персонала. Вес багажа монарха исчисляется сотнями тонн и состоит не только из личных вещей и продуктов питания, к которым привык Тамим бин Хамад Аль Тани, но даже из лимузинов представительского класса, которыми Эмир пользуется в стране назначения. Ни одно воздушное судно, будь то военное или гражданское не в состоянии осуществить столь масштабную перевозку, поэтому любой официальный и неофициальный визит Эмира Катара обслуживает сразу несколько самолетов. Так, на переговоры с премьер-министром Японии катарская делегация прибыла на 10 самолетах, а в Швейцарию – на восьми.

Хамад ибн Иса Аль Халифа (Королевство Бахрейн)

-18

Королевство Бахрейн является самым маленьким арабским государством в мире, однако богатые залежи полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов (промышленная разработка которых началась в 40-х годах прошлого века) сделали это островное королевство одним из самых богатых в бассейне Персидского залива. Активное недропользование напрямую отразилось на благосостоянии королевской семьи, глава которой Хамад ибн Иса Аль Халифа по праву считается одним из самых богатых людей современности.

Официальным перевозчиком короля Бахрейна является государственная авиакомпания Bahrain Royal Flight, основанная в 1981 году. В настоящее время ее флот состоит из шести воздушных судов: Boeing Business Jet BBJ2, двух Boeing 747-400, Boeing 767-400, Gulfstream Aerospace G-IV Gulfstream и Bell 430. Каждый из них выполнен в VIP конфигурации и предназначен исключительно для перевозок членов королевской семьи и высших чиновников правительства.